Эффективность развития ВПК России зависит от мирного урегулирования российско-украинского конфликта

 Фото:
Thumb up 0 Thumb down 0 0

В последнее время среди российского руководства распространено мнение, что российский промышленный комплекс останется конкурентоспособным даже в случае введения экономических санкций западными партнерами и вывода иностранных технологий. Рассмотрим подробнее.

1. Гордость современного самолетостроения России – проект Sukhoi Superjet-100 подается российским руководством как результат длительной и кропотливой работы российских инженеров, но так ли это? Все дело в том что «Superjet-100» — это результат международной кооперации с европейскими партнерами, а именно НПО «Сатурн» с компанией Snecma, где держателем сертификата на двигатель «Superjet-100» типа SaM146-1S17 является французская компания PowerJet S.A., которая к тому же зарегистрирована во Франции.

Международная кооперация в высокотехнологических отраслях с зарубежными партнерами предоставила России возможность поставлять высококачественную сертифицированную по нормам CASA продукцию не только на традиционные рынки (Африки, Азии), но и на конкурентные рынки Европы и Америки. Поэтому, когда европейское сообщество все-таки введет экономические санкции против России, реализация конкретного проекта Sukhoi Superjet-100 может оказаться под вопросом, так как в производстве российского «детища» используется большая доля иностранных материалов с соответствующей сертификацией, без которых дальнейшие продажи станут просто невозможны.

Конечно, Россия может попробовать запустить производственный процесс изготовления аналогов иностранных материалов, но для этого потребуется время, которого у России уже нет, и десятки млрд. рублей для постановки в серийное производство. Россия, конечно, может рассмотреть возможность использования двигателя SaM146 на Ан-148 и Ан-158. Но ведь она уже заявила об отказе сотрудничать с украинской компанией «Антонов» в случае подписания Украиной ассоциации с ЕС, да и политическая конъюнктура выглядит не в пользу такого союза. Самостоятельное производство самолетов «Ан» в России без участия Украины невозможно, ведь держатель документации и главный разработчик – Украина, а сами двигатели делает «Мотор Сич». Россия может предложить корпорации «Иркут» массово установить двигатель на лайнер Бе-200. Но для этого России необходимы годы для проведения всестороннего технического обсуждения таких конструкций, необходимых испытаний. Таким образом, конфронтация с Западом выльется России в отставание российского самолетостроения и, в конечном счете, потерю конкурентоспособности отрасли.

2. За последние годы Россия в лице холдинга «Вертолеты России» активно стала наращивать поставки вертолетной техники и двигателей на экспорт. Это стало возможным по нескольким причинам. Во-первых, в мировом вертолетостроении Россия совсем недавно получила от западных партнеров «неформальное» признание, что позволило РФ встать в один ряд с такими компаниями как: Sikorsky, AgustaWestland, Eurocopter, Bell и Boeing. Во-вторых, Россия объединила ранее разрозненные заводы, производившие всего по 80 вертолетов в год, в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), что позволила РФ претендовать на 14% общемирового вертолетостроительного рынка. И хотя, доля оборонзаказа для внутреннего рынка РФ растет, сегодня 70% контрактов осуществляются в пользу поставок за рубеж. А всем известные Kа-226 и Ka-226Т, производство которых столь долгое время откладывалось, оснащаются французскими двигателями Arrius, техобслуживание организует французская компания Turbomeca, а основным рынком сбыта, обозначена Индия. В случае сворачивания сотрудничества Россия потеряет не только огромный рынок, что нанесет серьезный ущерб российской оборонке, а и французские технологии. Отдельного внимания заслуживает, тот факт, что Россия совсем не так давно создала совместное предприятия с AgustaWestland, что позволило наладить производство машин типа AW 139, AW 119 и осуществить перетекание иностранных технологий, расширив локализацию производства.

Мало кто знает, что в рамках программы модернизации холдинга ОАО «Редуктор-ПМ» смонтировали и завершили отладку линии химико-термической обработки деталей, которая использует вакуумные печи фирмы BMI (Франция), печи с защитной атмосферой фирмы IVA (Германия), закалочные прессы фирмы Klingelnberg (Германия), Gleason (США) и другое новейшее оборудование, что позволяет сократить экономические издержки и создавать инновационные разработки. Именно поэтому заявления российских чиновников о самостоятельности сегмента вертолетостроения от иностранных компаний и заказов являются самообманом и не выдерживают никакой критики.

3. Ракетно-космическая отрасль России на сегодняшний день тоже переживает кризис. И это признается даже российскими экспертами. Российская ракетно-космическая промышленность, за исключением достаточно узких и специфических сегментов пилотируемой космонавтики и услуг по запуску, практически неконкурентоспособна. В катастрофическом состоянии находится орбитальная группировка, котораяуступает группировкам Америки, Европы, Китая.Существенное отставание присутствует и в гражданской части по системам дистанционного зондирования Земли, метеорологии и специальной связи. Программа перевооружения «ядерного щита» России под угрозой. Новейшая ракета «Булава» не летает, торпедное оружие за пределами эксплуатации. Срок эксплуатации »Сатаны» (основы РВСН РФ) уже два раза продлевался специалистами из »Южмаша», а новые Россия физически не в состоянии создать самостоятельно в короткие сроки. Так что российская программа перевооружения просто невозможна без кооперации с украинскими предприятиями.

Submitted by Павел

image_big_2539

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *