Рыцари неба: северные военные лётчики Первой мировой войны

 Фото: Музей Авиации Севера

Жизнь каждого из них – отдельная захватывающая история.

К 1 августа 1914 года у России было 244 действующих самолета, у Германии – 232, у Франции – 138, у Великобритании – 56, у Австро-Венгрии – около 30. Причем многие русские самолеты были изготовлены на отечественных заводах. Русские авиаконструкторы разработали и построили к тому времени такие самолеты, до которых зарубежным было еще далеко.

В Первой Мировой войне участвовали и несколько лётчиков, чья судьба так или иначе связана с Русским Севером. О них и пойдёт речь в этой статье.

Дмитрий Вершинский

ALSjtxjE8Ec

Первый архангельский летчик Дмитрий Вершинский родился в 1898 году в Архангельске. Уже в начале XX века он был довольно популярной личностью в городе. Впервые его имя упоминалось в архангельских газетах зимой 1911–1912 годов, когда он стал победителем городских соревнований конькобежцев и лыжников. Дважды ему вручали «Золотой кубок».

В 1916 году Вершинского призвали на военную службу в Гатчинский четвертый аэропарк. Окончил курсы мотористов, затем – воздухоплавательную школу и получил звание пилота-аэронавта.

Затем он ушел на фронт. Летал почти на всех типах самолетов, находившихся на вооружении русской авиации. Сражался отважно, был награжден медалью «За храбрость». Во время Гражданской войны Вершинский на военном самолете «Илья Муромец» защищал молодую республику Советов.

Можно предположить, что на выбор северного парня профессии летчика повлиял прилет в Архангельск в июле 1911 года авиатора Александра Васильева. Он являлся «победителем первого в России перелета по маршруту Петербург – Москва». В течение двух дней Александр Васильев выполнял публичные воздушные полеты над Архангельском. Тысячи горожан с неописуемым восторгом наблюдали за тем, как смелый пилот на аэроплане лихо закладывал виражи и выписывал «восьмерки» в безоблачном небе.

В 1912 году в Архангельск прилетал другой знаменитый авиатор – Петр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, творец «мертвой петли». Об этом событии он написал в письме своему нижегородскому другу Петру Соколову: «В этом году я на воздушном шаре совершил летом удачный полет из Петербурга в Архангельск через Ладожское и Онежское озера (около 750 верст, высота 3400 метров)».

Виталий Сущинский

hVUEy-BuC8w

Неувядаемой славой покрыл свое имя первый летчик Ненецкой (окрисполкомовской) авиации Виталий Владимирович Сущинский. Он родился в 1890 году в Могилевской губернии и прошел трудный жизненный путь, который окончился трагически.

В 1914 году Сущинский добровольцем ушел на фронт Первой мировой войны. Был летчиком-разведчиком на Западном фронте, инструктором в Севастопольской военной авиашколе. За отчаянную храбрость награжден четырьмя Георгиевскими крестами, причем четвертый обменял на чин прапорщика. Во время Гражданской войны Виталий Сущинский служил красным командиром Первого авиаотряда Сибири в партизанском отряде Сергея Лазо, инструктором авиашколы в армии Колчака.

В 1930 году, во время коллективизации, Сущинский, как «вредитель колхозного движения», был выслан на Север сроком на 5 лет. Прибыв в Архангельск, работал слесарем по ремонту, а затем машинистом парохода «Слон». В 1932 году уехал в Кемь на работу мотористом в авиаотряде ОГПУ. Через год Сущинский получил разрешение занять должность летчика на Воздухлинии Ухтпечтреста ОГПУ.

В 1935 году Виталий Сущинский прибыл в заполярный Нарьян-Мар, где руководители Ненецкого окр-исполкома и окружкома партии предпринимали активные усилия по созданию в тундре своей авиации. Здесь опытный авиатор стал первым летчиком ненецкой авиации, первооткрывателем новых полярных трасс. В период повальных репрессий Сущинский был арестован как «шпион и вредитель»; в 1938 году расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1958 году.

Память о замечательном полярном летчике увековечена в нарьян-марском краеведческом музее, в архангельском музее авиации Севера, а также в могилевском краеведческом музее Беларуси. Для авиаторов Нарьян-Марского объединенного авиаотряда Виталий Сущинский является примером высокого профессионализма и честного служения Отечеству.

Александр Козаков

ejgUFP6nQ0w

Александр Козаков родился в 1889 году в Херсонской губернии. Потомственный дворянин. В 1906 году окончил Воронежский кадетский корпус, в 1908-м – Елисаветградское кавалерийское училище. В течение шести лет служил в 12-м уланском Белгородском полку. В августе 1914 года окончил Гатчинскую авиашколу, где остался работать инструктором. В декабре был направлен военным летчиком на фронт, в 4-й корпусный авиаотряд.

9 марта 1915 года в районе Двинска (ныне Даугавпилс) он совершил второй в истории авиации таран и при этом благополучно вернулся на базу. Это был единственный подобный случай за всю историю Первой мировой войны. С поврежденным винтом и шасси русский пилот дотянул-таки до линии фронта. При посадке его самолет перевернулся, но летчик остался жив. За этот воздушный бой он был награжден Георгиевским оружием.

Впоследствии у Александра Козакова было еще много успешных боевых вылетов. Он стал кавалером всех русских орденов, соответствующих его чину, включая орден Святого Георгия IV степени. Всего у него 16 боевых наград, в том числе 3 британских – ордена «За боевые заслуги», «Военного креста» и креста «За летные боевые заслуги», а также французского ордена Почетного легиона. Официально засчитано семнадцать побед (без большевистского аэроплана, сбитого в Гражданскую войну). По неофициальным данным, он уничтожил 32 вражеских самолета. А сильно уважавшие его немцы даже приписывают русскому асу 63 победы в воздухе – вероятно, у них есть на то основания.

В августе 1915 года Козаков был назначен командиром 19-й эскадрильи Воздушного корпуса. В марте 1917-го стал командиром вновь созданной 1-й боевой авиагруппы, состоявшей из 4-х эскадрилий и действовавшей на румынском фронте.

Летом 1918 года Козаков прибыл в Архангельск, где в числе других военных летчиков старой армии присоединился к частям Северного экспедиционного корпуса Антанты. Ему было присвоено звание капитана, а затем майора Королевских ВВС.

Прославленный русский летчик погиб в авиационной катастрофе. Свой последний полет Александр Козаков выполнил 1 августа 1919 года в Березнике. Неумолимое время скрыло от нас следы его могилы. Но имя русского героя Первой мировой войны не забыто – оно известно всей России. В селе Березник Виноградовского района Архангельской области ему установлен памятник. В музее авиации Севера пользуется популярностью у посетителей экспозиция, посвященная Александру Козакову.

SnAC7hWbKT4

А через одиннадцать лет на Северной Двине приземлились первые пассажирские самолеты «Dornier Komet II». Первый самолет с бортовым номером 119 привел в Архангельск 23 января 1930 года пилот К. Дедущенко с бортмехаником Н. Орловым.

Константин Евсеевич Дедущенко, выпускник Гатчинской авиационной школы, активно участвовал в воздушных боях с противником во время Первой мировой войны. За проявленную храбрость был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Именно ему доверили проложить воздушный мост между Архангельском и Усть-Сысольском (ныне Сыктывкар).

 Первый полет с пассажирами на борту был совершен 4 февраля 1930 года. Четырехместный самолет «Дорнье-Комета II», с двумя пассажирами на борту, под управлением летчика Константина Дедущенко поднялся с зимнего аэродрома на Северной Двине и успешно совершил рейс по маршруту Архангельск – Усть-Сысольск и обратно. Полет по трассе длиной 930 км с посадкой в Березнике и Котласе длился более семи часов. Так начала работать первая регулярная  пассажирская  воздушная линия в Северном крае.

Статья (публикуется с сокращениями)  писателя, члена Российского общества историков-архивистов и культурно-просветительного общества «Норд» Сергея Викторовича Суровцева увидела свет в четвёртом номере журнала «Известия Русского Севера» под названием «Лётчики Первой Мировой». Свежий номер продаётся с 20 июня в киосках Роспечати, магазине "Дом книги", и редакции по адресу Архангельск, Поморская, 34.

YXCbGXckO1U

 

Комментарии:

  1. Спасибо, очень интересный материал. Жаль, что статья в сокращенном варианте, потому как лётчиков Первой мировой, чья судьба связана с Севером, в действительности было больше. По крайней мере, в материалах исследователей истории авиации времён Первой мировой, например, здесь: http://www.retroplan.ru приводятся биографии нескольких десятков.К тому же очень интересна судьба русских авиаторов во время интервенции (Гражданская война) на русском севере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − двенадцать =