Их не вернуло Белое море: по следам гибели 52 моряков земснаряда «Чернышевский»

 Фото: vaga-land.livejournal.com

Трагедия разыгралась почти 80 лет назад.

9 июня 1935 года бассейновая газета «Моряк Севера» вышла с траурным сообщением о гибели земснаряда «Чернышевский». Сообщалось, что земснаряд  29 мая вышел на работу в порт Сорока (теперь Беломорск) с командой 52 человека. Вместе с ним вышла и паровая шаланда «Реушеньга». Из-за сильного северо-восточного ветра суда до 31 мая стояли на якоре у Черной башни острова Мудьюг. 31 мая в 14.00 караван снялся в море и отправился в Сороку. Однако 1 и 2 июня в Белом море разыгрался сильнейший шторм  с ураганными порывами ветра.

Караван не дошел до порта назначения 8 миль и, боясь наскочить на мель, «Чернышевский» и «Реушеньга» повернули обратно в море. Из-за сильного снегопада суда потеряли друг друга. 2 июня в Сороку пришла одна «Реушеньга». Из Сороки сразу послали на поиски «Чернышевского» буксиры «Пятилетка» и «Рабочий» и катера. В районе острова Малый Жижмуй нашли 15 трупов членов команды, обломки спасательной шлюпки и весла. Все трупы имели спасательные пояса, но на всех имелись сильные увечья. 4 июня буксир «Пятилетка» доставил трупы в Сороку.

Сразу была создана комиссия по расследованию причин аварии. 7 июня б/п «Пятилетка» доставил 15 гробов в Архангельск. Как пишет газета, весь город хоронил погибших на посту моряков. Гробы были выставлены в зале клуба водников. 7-го состоялся вынос и траурная процессия последовала по набережной на Кузнечевское кладбище. Вся набережная была запружена народом. Были похоронены второй штурман Попкович С.П., пять матросов II-го класса в возрасте от 19 до 25 лет, два машиниста, первый помощник механика Потаев Д.С., два кочегара, четыре лебедчика. 37 членов команды сразу не были обнаружены, в том числе и капитан Немчинов И.К. и багермейстер Шуньгин И.Н.

В том же номере «Моряка Севера» было напечатано заключение комиссии по расследованию гибели земснаряда «Чернышевский». 

В связи с резким увеличением в годы Первой мировой войны грузооборота Архангельского порта, через который пошел основной поток грузов военной помощи от союзников России по Антанте, потребовалось увеличение глубин в порту. К тому же начал строиться новый морской порт на Севере — Романов-на-Мурмане — Мурманский порт. Поэтому в эти годы Управление получило значительное пополнение — 4 многочерпаковых земснаряда и три землесоса. В их числе и был многочерпаковый земснаряд «Чернышевский» (на фото, источник — ru.wikipedia.org), построенный в Англии в 1915 году.

-
 

Как и на всех многочерпаковых земснарядах, на «Чернышевском» выше палубы располагалась черпаковая башня, к которой крепилась черпаковая рама, верхний черпаковый барабан, приводящий в движение черпаковую цепь. Следовательно, конструктивной особенностью этого типа судов было наличие тяжелых конструкций над палубой, что значительно повышало центр тяжести судна и тем самым  уменьшало метацентрическую высоту, обеспечивающую устойчивость судна. Поэтому в отличие от обычного морского судна землечерпалки не обладали достаточной устойчивостью, особенно на больших углах крена (наклонениях). Но так как они работали в основном на акватории порта или на подходах к нему, этого было достаточно, но делало рискованным морские переходы из порта в порт.

Комиссия сделала заключение, что причиной гибели могли быть удар о подводный камень и разрушение корпуса или проникновение воды в корпус через снесенные волной капы. Общий вывод комиссии — команда погибла в борьбе со стихией, борясь за спасение судна. В 1936 г. земснаряд был поднят Эпроном и  доставлен в Архангельск. В 1937-1938 годах был восстановлен и в 1939 г. приступил к работе и  проработал ещё четверть века. 

З/с «Чернышевский» успешно работал в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы и был списан в 1966 году. А морякам, погибшим в 1935 г., на Кузнечевском кладбище был установлен памятник, он находится рядом с мемориалом воинам-интернационалистам.

-

Данная статья (публикуется в сокращении) была опубликована во втором номере журнала «Известия Русского Севера». Автор – Лев Борисович Красавцев, инженер-кораблестроитель, доктор исторических наук, профессор ПГУ имени М.В. Ломоносова, член общества «Норд». В 1957-1970 гг. работал в Архангельском Управлении морских путей и по работе не раз бывал на земснаряде «Чернышевский».

Полная электронная версия второго номера журнала «Известия Русского Севера»:

Известия Русского Севера № 2 2009 год
 

Комментарии:

  1. Уведомление: scarpe prada bianche e nere

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 1 =