Воинствующие безбожники Поморья: эсперанто-коммунисты, говорящие с Западом

 Фото: russkiev.wordpress.com

Именно такими они были в 30-е годы прошлого века.

Союз воинствующих безбожников — добровольная общественная организация, основанная в 1925 году в СССР. В начале 1926 года отделение Союза Воинствующих Безбожников было создано и на Севере. Поскольку Архангельск – город портовый, то особое значение для Союза имела работа с иностранными моряками и зарубежными «безбожными организациями».

В Архангельск в те годы прибывали иностранные торговые пароходы и, как сообщали очевидцы, в летние периоды, когда в архангельском порту скапливается наибольшее количество судов, можно было наблюдать «группы иностранных моряков, гуляющих по городу и присматривающихся ко всему советскому». Отмечали современники и «повышенный интерес рабочих запада к Архангельску как к центру Северного края, как к крупнейшему торгово-экономическому экспортному порту СССР», но должной агитации в их среде не велось.

Это вызывало беспокойство «северных безбожников», и было решено искать пути к «установлению повседневной прочной связи с иностранными рабочими организациями» для обмена опытом антирелигиозной работы».

Поэтому Крайсовет СВБ в ноябре 1930 года принимает решение о создании интернационального сектора, после чего начинается переписка с зарубежными атеистическими и рабочими организациями. По имевшимся в редакции газеты «Правда Севера» адресам этих организаций сразу же были посланы письма, рассказывающие о жизни трудящихся Севера, состоянии и задачах антирелигиозной работы в Северном крае.

В течение 1930-х годов удалось установить связь с атеистическими организациями Франции, Бельгии, Норвегии, Швеции, Польши. Список городов, куда можно было отправлять письма безбожным ячейкам, выглядел следующим образом: Германия: Эссен, Дрезден, Гамбург, Вальденбург, Берлин. Испания: Барселона. Америка: Детройт, Нью-Йорк. Голландия: Амстердам, Роттердам. Франция: Париж, Стиринг-Вендель.

Переписка велась в основном по вопросам антирелигиозной работы, проблемам организации атеистического движения в странах Северной и Западной Европы. Зарубежные «безбожники» рассказывали в письмах о проблемах становления атеистического движения и притеснениях со стороны государственной власти, общем состоянии религиозности населения, описывали важнейшие события и мероприятия «безбожных» организаций. Многие письма содержали подробные финансовые отчёты об антирелигиозной деятельности, а также фотоснимки мероприятий по антирелигиозной пропаганде.

В начале 1930-х годов Всегерманским советом ИПФ в Крайсовет СВБ была прислана антирелигиозная библиотечка – комплект из 37 книг и брошюр. В середине 1930-х годов Крайсовет СВБ также получал антирелигиозные периодические издания, в первую очередь немецких и многих других безбожных организаций.

При этом столь оживленная переписка шла на искусственно созданном языке. В 1930-е годы при Северном Краевом комитете Союза эсперантистов советских республик (СЭСР) была создана секция безбожников-эсперантистов. Эсперанто, будучи языком, основанным на наиболее употребительных корнях европейских языков, имеющий простейшую грамматику и искусственное словообразование, был доступен для изучения крестьянскими и рабочими массами.

В 1930-е годы в Архангельске и Северном крае появились кружки и клубы изучения эсперанто, он становится обиходным в переписке с атеистическими и рабочими организациями Северной, Западной и Центральной Европы. Членом организации эсперантистов, участником местного клуба или кружка «друзей эсперанто» мог стать каждый гражданин, достигший 18 лет. Вступающий заполнял небольшую анкету, где отмечал свои основные данные и оплачивал членский вступительный взнос – один рубль 25 копеек.

Поступающие из-за границы письма переводились на русский и посылались для ответа ячейкам рабочих или руководящему органу СВБ на местах и в центре. Письма читали среди рабочих, использовали в стенгазетах и периодических изданиях. Затем организовывался коллективный ответ. После обсуждения письма его переписывали или печатали, давали на подпись не менее десяти рабочим. Письма могли дополнять периодическими изданиями и фотоматериалами. Оригинал готового письма, написанный на русском языке, отправлялся по адресу интернационального сектора, где письмо переводилось на язык эсперанто и отсылалось соответствующей зарубежной организации безбожников.

В письмах приводились примеры «безбожного ударничества» и социалистических соревнований, методы и приёмы работы краевого СВБ, итоги антирелигиозных кампаний; описывалось то, как шла борьба с сопротивлением духовенства, мирян, сектантов.  Большое внимание тогда уделялось подготовке антирелигиозного актива, атеистической пропаганде среди женщин, школьному антирелигиозному воспитанию.

Начавшиеся репрессии быстро прекратили эту переписку. Большинство участников антирелигиозного движения были арестованы. И уже, конечно, эта участь постигла в первую очередь тех, кто непосредственно вел переписку с «агентами Запада». Всех эсперантистов обвинили «в шпионаже в пользу иного государства и контрреволюционной агитации среди населения против советской власти».

Вот типичный документ, касающийся реабилитации одного из российских эсперантистов: «Школьный учитель, изучавший язык эсперанто и имевший поэтому переписку с представителями различных зарубежных государств (Германия, США, Канада, Франция, Япония, Англия, Голландия, Австрия, Швейцария), был арестован … РО НКВД … 8 февраля 1938 года по необоснованному подозрению в шпионаже в пользу иного государства и контрреволюционной агитации среди населения против советской власти. Постановлением Народного Комиссара Внутренних Дел СССР и Прокурора СССР от 5 сентября 1938 года … обвиняемый в преступлениях, предусмотренных статьями 58-6-10 УК РСФСР, был осужден по 1-ой категории (расстрел). Приговор был приведен в исполнение 4 октября 1938 года. Место захоронения неизвестно».

В 1990 годы прошла волна реабилитации эсперантистов по всей стране. Но имена «северных безбожников» — эсператнистов были вычеркнуты из истории края…

Данная статья (публикуется в сокращении) была опубликована во втором номере журнала «Известия Русского Севера» за 2012 год. Авторы – Ольга Владимировна Чуракова, кандидат исторических наук, член правления добровольного культурно-просветительного общества "Норд", Дмитрий Сергеевич Борисов, в то время студент 5 курса исторического отделения института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М.В. Ломоносова.

Полная электронная версия второго номера журнала «Известия Русского Севера»:

Известия Русского Севера № 2 2012 год
ИРС2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 12 =