Зло порождает зло: история ритуального убийства на Новой Земле

 Фото: plus.google.com

Эта история произошла в XIX веке и была задокументирована следователями тех времён.

Архангельская Палата Уголовных и Гражданских дел рассмотрела в публичном заседании дело 40-летнего Ефрема Пырерки об убийстве в марте 1881 года "девицы Саванеи под влиянием суеверных взглядов" и об убийстве в апреле того же года "самоедов Андрея и Анны Карачей с целью сокрытия первого убийства". А жуткая история разворачивалась следующим образом.

Летом 1878 года шестнадцать обездоленных ненцев в поисках лучшей участи переехали на двух карбасах из Большеземельской тундры на Южный остров Новой Земли. Здесь они разделились на две партии и поселились в разных местах. Одна партия стала жить на восточной части острова, другая — на южной.

На следующий год хозяин чума и руководитель партии промышленников Ефрем Пырерка с женой, двумя детьми, а также Андреем и Дмитрием Тайбарей и девушкой Саванеей отправились на север вдоль побережья Карского моря.

Уйдя верст за тридцать от прежней стоянки, они поселились в чуме на берегу мыса Абросимова. Здесь им пришлось сильно голодать. Не водились поблизости ни медведи, ни олени, на которых можно было бы охотиться. Питались ненцы нерпичьим салом, которое из-за его нехватки после окончания полярной ночи пришлось есть через сутки. Поели собак, взялись за падаль. Во время этого голода дети умерли…

В один из дней марта 1881 года Дмитрий Тайбарей ушел на охоту, которая оказалась безуспешной. Ефрем Пырерка послал Андрея Тайбарея на берег собирать топливо, а сам с помощью веревки удавил Саванею, а затем нанес ей удар ножом и кровью убитой вымазал губы сделанного им ранее деревянного идола.

Вернувшимся в чум Дмитрию и Андрею он заявил, что "задавил Саванею в исполнении своего обета, данного им дьяволу, для того чтобы улучшить промысел". Пырерка поставил идола чума. На второй день после убийства к чуму подошел медведь, которого Пырерка уложил первым же выстрелом.

Мясом медведя ненцы питались около месяца, а когда эта еда стала подходить к концу, Ефрем пошел на охоту и на одном месте, верстах 15-20 от чума, застрелил семь оленей. Затем все ненцы отправились к месту этой охоты и стали жить там в яме, вырытой в снегу. Здесь, на пригорке, Ефрем поставил идола, вместо глаз у которого теперь были свинцовые пули, а губы вымазаны салом оленей.

В дальнейшем события развивались следующим образом. Боясь, что его выдадут супруги Карачей, Пырерка решил убить их (они были в другой партии, но узнали о том, что произошло). Подойдя к чуму, Ефрем застрелил престарелого Андрея Карачея и приказал Дмитрию Тайбарею, которого подговорил идти с ним, убить топором старую Анну Карачей. У Дмитрия рука не поднялась на страшное дело, тогда его совершил Пырерка.

В мае, с прилетом гусей, три трупа были утоплены в море. Летом 1882 года в Малых Кармакулах находилась экспедициятРусского географического общества под руководством лейтенанта Константина Андреева. Тут же были Ефрем Пырерка, Андрей и Дмитрий Тайбарей. Андрей рассказал офицеру об убийствах, совершенных Ефремом. Лейтенант информировал обо всем приехавшего в сентябре из Архангельска полицмейстера Робуша. Было возбуждено уголовное дело, проведено расследование, состоялся суд. Пырерка был приговорен к лишению всех прав состояния и к каторжным работам сроком на пятнадцать лет.

Данная статья была опубликована в третьем номере журнала «Известия Русского Севера» за 2012 год. Автор – Николай Анатольевич Окладников, почетный член культурно-просветительного общества «Норд», Русского географического и Северного историко-родословного обществ, краевед, автор нескольких книг по истории Архангельской области.

Полная электронная версия второго номера журнала «Известия Русского Севера»:

Известия Русского Севера № 3 2012 год
ИРС 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − один =