Захват самолёта в Поморье закончился взрывом в салоне лайнера

 Фото: nnm.me

Правдивые истории авиаугонов в Архангельской области.

Ранним утром 20 января 1989 года из Архангельска вылетел пассажирский лайнер Ту-134 рейсом в Одессу. Полет проходил нормально, все было как обычно. Корабль планомерно приближался к аэродрому назначения, и командир стал выводить его на глиссаду для захода на посадку. Внезапно в пилотскую кабину, запугав бортпроводницу, ворвался неизвестный мужчина:

– Поворачивайте самолет на Турцию!

– Давай сядем в Одессе, заправимся топливом, а потом полетим дальше, – попытался схитрить командир, но это ему не удалось.

– Нет, лети прямо в Турцию, иначе я убью вас всех!

Летчики поняли, что уговорить разъяренного угонщика не получится, и решили справиться с ним своими силами. В экстремальной ситуации они не растерялись и действовали безошибочно. Экипаж совместными усилиями обезвредил преступника и предотвратил угон самолета за границу. К счастью, все закончилось благополучно. А могло быть и хуже…

Через полтора года ситуация повторилась. На этот раз пришлось вмешаться силовикам. 24 сентября 1990 года после посадки в самолет Ту-134, выполнявший рейс Архангельск –Ленинград, один из пассажиров, некий Поляков, передал экипажу записку с требованием лететь в Швецию. В ней он сообщал о наличии у него бомбы, которую взорвет в случае отказа. Взрывное устройство находится в «дипломате» и сработает при его падении. Для достоверности «дипломат» был привязан куском проволоки к ноге террориста.

Информация об этом быстро прошла в Управление КГБ, руководство которого дало указание ввести в действие план «Набат». Из Центра должна была прилететь группа антитеррора «Альфа» для проведения операции по захвату преступника.

В аэропорт срочно выехала группа спецназначения. К операции были привлечены силы УВД, транспортной милиции и военной контрразведки. С помощью переговоров удалось освободить почти всех заложников, находившихся на борту. Рассказывает участник захвата террориста Геннадий Дворянкин:

– Прошел час, другой, третий: мы были, как на иголках, поскольку Поляков нервничал и в любую минуту мог взорвать бомбу. Было очевидно, что московская «Альфа» прилететь к нам не успевает. Тогда было принято решение действовать своими силами. Бойцы группы захвата незаметно проникли в самолет и взяли под контроль обстановку в пассажирском салоне. Один из них, мастер рукопашного боя Александр Борыгин, одетый в летную форму, подошел к месту, где сидел террорист. Тот посмотрел на него, но ни о чем не догадался и продолжал сидеть. Александр невозмутимо поднял руку, якобы, «для проверки лампочки», покрутил ее пару секунд и внезапно ударил мужчину с такой силой, что по инерции сломал кресло. Поляков даже не понял, как оказался в руках закона.

Саперы осторожно вскрыли «дипломат» – никакого взрывного устройства в нем не оказалось, но, естественно, заранее никто об этом знать не мог. Поэтому в подобных случаях всегда действуют так, словно у террориста имеется настоящая бомба. и существует реальная угроза жизни пассажиров и членов экипажа. Главная задача – обезвредить преступника.

Желающие угнать самолет за границу нашлись и в Котласе. Так, 4 марта 1991 года местный житель Дубовцев захватил самолет Ан-24, выполнявший рейс Котлас – Ленинград. Невзирая на запрет бортпроводницы, он проник в пилотскую кабину и нагло предъявил свои требования:

– Слушай меня! Предлагаю изменить курс и лететь в Стокгольм!

– До Стокгольма не долететь, нужна заправка, – спокойно ответил командир и незаметно послал сигнал о захвате самолета диспетчеру воздушного движения.

– Долетим и без заправки, у самолета же должен быть запас топлива!

– Ты вот такой грамотный, а на борту 26 пассажиров. Разве можно так рисковать?

– Мне наплевать! Лети и все! Не полетишь – я взорву самолет!

Ситуация накалялась. Преступник был настроен решительно и в любой момент мог нажать кнопку взрывного устройства. Командир напряженно думал, как уговорить его не делать резких движений и разрешить сесть в советском аэропорту. Взволнованная бортпроводница контролировала обстановку в салоне – не исключено, что среди пассажиров есть сообщники.

– Подожди, не волнуйся, – обратился к угонщику второй пилот. – Сейчас мы подумаем, что можно сделать. Время еще есть.

– Думайте быстрее! – нервно прокричал угонщик.

Надо отдать должное экипажу – он проявил редкое самообладание и выдержку, продолжил переговоры и сумел-таки убедить преступника в необходимости посадки самолета на территории СССР для дозаправки. В ходе проведенных мероприятий пассажиры и экипаж были благополучно эвакуированы. Сам угонщик отказался покинуть самолет и, не желая сдаваться властям, привел в действие взрывное устройство. В результате он получил многочисленные ранения, от которых скончался в пути следования в больницу.

Не прошло и месяца, как 28 марта 1991 года житель Архангельской области Кузнецов, находясь на борту самолета Ту-134, следовавшего по маршруту Архангельск – Ленинград – Калининград, совершил попытку угона его в Стокгольм, угрожая взрывом воздушного судна. Экипаж правильно оценил обстановку и своими силами сумел обезвредить преступника.

В отношении Кузнецова было возбуждено уголовное дело, и преступника осудили на восемь лет лишения свободы. Говорили, что в тюрьме он поначалу хвастался своим «геройством», но не встретил одобрения сокамерников – над неудачником лишь посмеялись…

Статья писателя, члена Российского общества историков-архивистов и культурно-просветительного общества «Норд» Сергея Викторовича Суровцева увидела свет во втором номере журнала «Известия Русского Севера» за 2013 год под названием «Угон самолёта».

Полная версия второго номера журнала «Известия Русского Севера» за 2013 год:

Известия Русского Севера №2 2013 год

Комментарии:

  1. Ошибка.Очевидец. Рейс выполнялся Ленинград-Архангельск.Операция проводилась в а/п Талаги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =