Отлитый в Киеве с роднёй из Вашингтона: история памятника Соловецким юнгам

 Фото: Олег Комиссаров

Недавно монумент отпраздновал 20-летний юбилей.

В 2013 году в Архангельске исполнилось 20 лет со дня открытия памятника Соловецким юнгам, погибшим в Великую Отечественную войну. Это один из первых монументов в новейшей истории России, установленный в Архангельске.

Позже появились другие памятники: стела с именами северян Героев Советского Союза, памятники тюленю и адмиралу Н.Г. Кузнецову, стела «Город воинской славы». При таком обилии новых памятных мест поутихли разговоры о странностях и своеобразии памятника соловецким юнгам. Горожане привыкли к нему, возникли традиции возложения цветов в День Победы 9 мая, в июле, когда собираются на встречу соловецкие юнги, в День Военно-Морского флота, в августе – когда отмечают прибытие первого конвоя в Архангельск. У памятника юнгам принимают присягу кадеты. Посещение памятника включено во многие экскурсионные маршруты.

-

Автор памятника – народный художник России (2004) Фридрих Мкртичевич Согоян. Архитектор – А.И. Муромский. Фридрих Согоян – скульптор, известный уже в СССР. Его работы есть в Москве, Киеве, Самарканде, Каховке, Тульской, Волгоградской, Харьковской областях, в Армении и Нагорном Карабахе. Даже в США, в самом центре Вашингтона, перед противоречивым символом демократии, Белым домом, находится выполненное им монументальное произведение «Мать-Земля». Чем не доказательство высочайшего признания мастера?..

Тема войны для Согояна не нова. Он еще в 70-е годы прошлого столетия работал под руководством Евгения Викторовича Вутетича (автора памятника воина-освободителя в Трептов-парке в Берлине и многих других скульптур, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, широко известна его статуя «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке и др.). А в 1984 году Согоян был удостоен Ленинской премии за многофигурную композицию «Герои форсирования Днепра» для мемориального комплекса «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны» в Киеве.

В одном из интервью он сказал: «…хорошая работа получается в том случае, когда создаваемое произведение проходит через сердце, – только тогда удается оживить материал». Так и с памятником Соловецким юнгам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Он пропустил через свое сердце высеченные на памятнике слова: «Более 1000 мальчишек погибло в боях за родину.»

Архангельск выбрали для установки памятника как город, в котором начала формироваться знаменитая Соловецкая школ юнг, затем переведенная на Соловки. Скорбный памятник соловецким юнгам в скупых, но очень выразительных формах передает трагическую историю воинского служения детей на Северном флоте. Скульптуре присуща точность и выверенность линий. Монумент, изображающий подростка, почти ребенка и одновременно уже воина, противостоящего напору северного ветра, показывает неудержимый натиск стихии и величие человеческого духа, сплетя воедино наследие античности и традиции современной классики.

-

В лаконичном и на первый взгляд статичном образе воплощен момент внутреннего сосредоточия, предшествующего неистовству действия, а не само действие как таковое. Памятник изображает юнгу, скорбящего о своих товарищах, стоящего на якоре – ветер поднимает гюйс этого юнги, а он склонил голову, вспоминая своих друзей.

Бронзовая скульптура высотой 4 метра была отлита в Киеве и доставлена в наш город. Установлена на небольшом постаменте размером 108 на 186 см, изготовленном из бетона и облицованном бронзовыми плитами. На лицевой стороне размещена доска с надписью: «В 1942 году по приказу наркома ВМФ СССР Н. Кузнецова на базе учебного отряда Северного флота была создана школа юнг. За три года существования школа выпустила: радистов 946, рулевых 635, боцманов 44, электриков 534, артиллерийских электриков 360, торпедных электриков 139, мотористов-дизелистов 124. За три выпуска Соловецкая школа дала флоту свыше четырех тысяч квалифицированных специалистов. Более 1000 мальчишек погибли в боях за Родину.»

На доске, закрепленной с задней стороны постамента, перечислены организации, принявшие участие в финансировании памятника, и скульпторы: Ф. Согоян, В. Согоян, М.Согоян. И это не ошибка – отец с сыновьями-скульпторами давно делает совместные работы. И они подписываются вместе. Так что можно говорить, что над монументом юнги трудилось три автора.

Полная версия шестого номера журнала «Известия Русского Севера» за 2013 год:

Известия Русского Севера №6 2013 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 3 =