Неудобная правда пронзительного фильма: рецензия на «Атлантиду Русского Севера»

 Фото: atlantidafilm.ru

В Архангельске картину показали всего два раза.

Вот и прошёл показ документального фильма «Атлантида Русского Севера» в Архангельске. Всего два раза, в одном из залов кинотеатра «Мираж Синема». Оба раза в желающих посмотреть картину недостатка не было. Возможно, это повлияет на администрацию кинотеатра и будут организованы дополнительные показы кино… Оно того стоит.

Этот фильм запоминается надолго. Сразу же стоит отметить его непохожесть на многие другие картины жанра: на всём протяжении действа зритель следит не только за происходящим на экране, но ощущает как на него откликается внутреннее "я", какие мысли приходят в голову от увиденного.

Сравнительно небольшая лента успевает показать жизнь поморской глубинки на контрастах девственной природы Архангельской области и редких обитателей разбросанных среди северных просторов умирающих деревень.
-

Если говорить о визуальной части фильма, она выше всяких похвал — северные пейзажи открываются во всём своём великолепии с воздуха, оператор показывает цикличные природные процессы (течение реки, восход солнца), установив камеру на уровне высокой травы, завораживает плавность смены планов…

Также стоит отметить звуковую составляющую фильма. Звуки природы, неспешный и колоритный говор героев-северян сменяется народными мотивами и песнями, каждый наигрыш и напев которых удивительно гармоничен с картинкой.

Но ещё важнее человеческие истории. Зритель последовательно наблюдает Русский Север не только как сказочный край, Атлантиду с огромными деревянными церквями и просторными домами, построенными настоящими Хозяевами Земли, которые внезапно куда-то ушли. Фильм показывает и потомков этих людей, которые верят, что всё былое можно вернуть.

Никто из героев фильма не унывает. С первых мгновений мы видим старушку, которой идет восемьдесят четвертый год, она говорит, что река обмелела, грибы-кормильцы стали исчезать с вырубкой леса. В ее голосе пронзительная боль от бед родной земли, бед, которые принесла даже не война — непродуманное отношение. Но в какой-то момент голос снова крепнет. Героиня верит, что все наладится, но ей на своем веку этого уже не увидеть…

Люди помладше по мере сил пытаются сохранить то, что осталось от предков: кто-то из героев фильма специально переехал из города жить в северные деревни «потому что это — жизнь», кто-то провёл эту жизнь рядом с церковью, после революции превращённой в клуб, и хочет восстановить её в первозданном виде, кто-то хранит память о своей семье и видит, как ей история продолжается, несмотря ни на что.

И вот тут-то, в разговорах с неравнодушными и нравственно-прекрасными людьми, всплывает неудобная правда фильма — властям, на самом деле, всё равно (в лучшем случае) на жизнь и смерть Атлантиды Русского Севера. После разрушительного для севера советского периода, прямо названного одним из героев «геноцидом», фактически ничего для сохранения глубинки не делается — ветшают удивительные деревянные церкви, людей настраивают на переезд в города, как несомненный успех… При таком отношении станет ли Русский Север действительно Атлантидой, которая скоро окончательно скроется от глаз людских?..
-

Создатели фильма и его герои считают, что нет. Но считает ли так областные власти, которые закрыли глаза на интересную картину и не сделали ничего, чтобы донести её до всех жителей Поморья? Помнится, про похожий по настроению, но по сути более негативный фильм «Белые ночи почтальона Тряпицына» трубили во все трубы. Даже Игорь Орлов на этом фоне бравировал едва ли не творческим тандемом с режиссёром Андреем Кончаловским и «по случаю» съездил… В Канны.

А что теперь?.. Фильм про Архангельскую область, собравший сотни восторженных отзывов жителей России, проходит двумя сеансами без лишней огласки. Это ещё раз подтверждает — Атлантиду Русского Севера губят. Но заполнившие кинозал люди и редкие жители северной глубинки вызывают уверенность — она будет жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *