Кампания по переименованию улиц Архангельска набирает обороты

 Фото: ura.ru

Определённые силы общественности начали уже приравнивать коммунистических деятелей к фашистам.

Руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов выступил с важным предложением создать в регионе инициативную группу для восстановления в регионе исторической памяти и пущей её охране..

«Надо настойчиво и упорно добиваться переименования улиц, которые названы в честь революционеров, палачей и преступников, — смело говорит священник по поводу нового витка дискуссии вокруг упразднения имени Петра Войкова из Москвы. — Архангельские улицы носят имена сомнительных деятелей. Трудно представить себе улицу Муссолини или Гитлера, но увековечены, например, организатор первых концентрационных лагерей, откровенный палач Михаил Кедров, Моисей Урицкий, Роза Люксембург и другие революционеры».

Для справки: Михаил Кедров в 1918 году с А. В. Эйдуком, занимался созданием первых концлагерей и реализацией политики «красного террора» в Северной области: Архангельская, Вологодская, Вятская губернии, Карелия. Кедровым были «основаны» концлагеря в Холмогорах, Ухте, Архангельске, Котласе, Соль-Вычегодске, Вологде, Нарьян-Маре, Лодейном Поле. В мае 1921-го поблизости с Холмогорами был организован концлагерь, где в первый же год от холода и болезней погибло около 8000 человек. Моисей Урицкий и Роза Люксембург к Архангельской области отношения не имели вовсе.

Отец Евгений отмечает, что топонимы говорят о культуре народа, об исторической памяти: «Что можно сказать ребенку, спросившему, кто такой Кедров и что он хорошего делал для нашей страны? В советское время это ещё как-то можно было объяснить: этих людей славили как носителей революционной коммунистической идеи. Но когда эта идея ушла в небытие, мы знаем и даже можем открыто говорить, что следование ей привело к страданиям десятков миллионов человек и в конечном итоге развалу страны, как можно продолжать славить этих людей в названиях улиц?! Патриотизм — не поругание истории, но признание ошибок и их исправление, осознание того, что страна шла неправильным путем… Названия городов и улиц имеют большое значение».

Попыткам исказить народную историческую память нужно противостоять решительно и твердо, заявил главный миссионер Архангельской епархии. Нужно создать инициативную группу, которая организует сбор подписей и станет вдохновителями общественных дискуссий. «Пусть люди высказываются на известных порталах в Интернете, пишут обращения к властям всех уровней. Общественность сегодня играет огромную роль. Если люди соберут подписи, это будет уже сигнал для руководства города и региона, что нельзя оставить все так, как есть», — сказал отец Евгений.

Параллельно о. Евгений призвал не разжигать вражду и распри. Священник подчеркнул, что надо уважительно относиться к чувствам людейи не заниматься повальным переименованием. «Сегодня еще немало людей, для которых имя Ленина — святыня. Переименование центральной площади может вызвать боль у многих. Раз имя его так прославлено и оберегаемо многими людьми, пребывающими, на мой взгляд, в заблуждении, я бы сделал это в последнюю очередь», — прокомментировал епархиальной пресс-службе отец Евгений идею переименования площади Ленина.

Отметим, что помимо того, что в обществе ещё осталось достаточно много людей, которые не задаются вопросом, зачем в северном городе улицы никак не относящихся к нему Маркса, Энгельса и Люксембург, есть и другая сторона противодействия переименованию. При смене названия придётся менять и все документы, где упоминается старое название улицы, это явно станет долгим бюрократическим процессом и может вызвать путаницу в дальнейшем.

Комментарии:

  1. Не надо делать из нас "иванов не помнящих родства".Одни люди называют улицы,значит уних были на это основания, другие вдруг решили судить их. Кто дал им право на судилище? Что, больше заняться нечем? Инициативные группы должны заняться делами настоящеего времени- благоустройством,озеленением нашего города, смоциальными вопросами и  т.д.,а не заниматься ревизией истории.Плохое или хорошее,но это наше прошлое и мы должны помнить его и учиться на ошибках.  

  2. Почему так мало топонимов у нас в честь людей, прославивших Поморье добрыми делами? Например, никак не увековечена память ученого мужа конца XVIII века, благодаря которому мы много знаем о Севере — Василия Крестинина. Можно назвать целую плеяду людей, много сделавших для города, их имена достойны передаваться из поколения в поколение. Лингвистический ландшафт нашего города перегружен советскими терминами и непривлекателен, — сказал священник. — Были и могут быть более красивые названия, чем Володарского, Дзержинского, Урицкого, Карла Либкнехта, Кедрова и др.т.п. Благозвучие, порядок и красота в топонимике тоже имеют значение. К сожалению, Людям зачастую бесполезно объяснять, зачем нужна история, зачем нам связь времен и осознание своих корней. Имеет место невосприимчивость к таким вещам, духовная слепота и недостаток любви к своему краю.

  3. Нашему городу более 400 лет, при этом большая часть топонимов связана с именами людей, живших в XX веке. Ладно бы город был молодой, созданный в советскую эпоху, типа Северодвинска или Новодвинска. Есть, конечно, в столице Поморья и улицы в честь персон, живших чуть ранее. А где люди XVII, XVIII и XIX веков? Почему бы не восстановить справедливость? В Москве или Петербурге совершенно иной удельный вес исторических названий разных столетий.Иметь в городе улицы, названные в честь не просто политиканов и разбойников, но в честь убийц, палачей и террористов и не замечать ничего плохого — это, по меньшей мере, странно! И вообще, можно ли называть улицы в честь тех людей, которые сами от своих имен отказались? Володарский — Моисей Маркович Гольдштейн, однако мы его знаем под совсем другим именем, которое и красуется по недоразумению на аншлагах архангельских улиц.

  4. Молодец батюшко!!!Не должны наши улицы носить фамилии убийц издевавшихся над людьми,а равнодушие в обществе свойственно тем  кого людские страдания не трогают

    или сами бы за ружьё схватились.

  5. Прежде чем восстанавливать научитесь, особенно журналисты правильно озвучивать то, что исторически не переименовывалось.. Например, Кузнечевское кладбище, которое является по документам, таковым с момента своего создания. Но журналисты и священники упорно его именуют Вологодским, хотя, по документам, в истории Архангельска такого никогда не было.

  6. Всех попов и их последышей на Соловки и пусть там тропы в лесу переименовывают…

  7. Если церковь возьмет все финансовые затраты почему бы и нет! Советчиков, которые подбрасывают всякие идеи у нас хоть пруд пруди, а когда вопрос касается финансирования — в кусты! 

  8. Что это то Вы "батюшка" в политику попёрлись то ? сидели бы   в своём приходе и молилесь бы с  бабушками за процветание России Матушки!!! 

  9. Согласен со всеми коментами полностью, а вы -то попики что хорошего для народа сделали, себе храмы золоченные строите и на джипакх разъежаете, и словоблудством занимаетесь, для примера пару деревяшек снесли-бы и за свой счет людей переселили, а то какому-то призраку все молитесь, религия опиум для народа, и святошы в свое время инквизиции устраивали покруче чем коммунисты, они хотя-бы и для народа кое-что сделали

  10. Мне абсолютно параллельно, кто такая Роза Люксембург, но меня напрямую касается, и в очень негативном плане, любые действия, связанные с переименованиями улиц, и соответственно, внесением изменений во множество правоустанавливающих документов, с уплатой многочисленных госпошлин и прочих поборов.

    Инициативным же попам скажу: отдавайте кесарево кесарю (Матфей 22-21).

    Не ваше дело переименовывать улицы. Пасите пасомых, а в мирских делах и без вас у руля очередь толкается.

  11. А я против этой компании за переименовании улиц . Лет через несколько власть , допустим , опять сменится , политика государства изменится и что , снова менять названия улиц…. А часто упоминаемый Кедров — он жил в те времена , и он герой того времени , тех обстоятельств и не нам его судить…

    1. Кедров-Герой? Он убил тысячи северян! В чем он герой? А судить его как раз нам, потомкам им убиеных. И тушу Ленина на костер.

    2. Уже летом 1918 г., до официального объявления «красного террора», в Архангельске воцарилась настоящая мясорубка. По свидетельству находившегося в то время на Севере знаменитого социолога Питирима Сорокина, «большевистский комиссар Кедров казнил людей сотнями и даже тысячами. Свои жертвы коммунисты расстреливали, топили или забивали до смерти. Чувствуя, как шатается почва под ногами, они пытались укрепить свои позиции безудержным террором».

      История сохранила имя одной из первых жертв Кедрова в бытность его командующим Северным фронтом. Это был командир 1-го Архангелогородского Советского полка капитан И.И. Иванов. За попытку перейти на сторону интервентов в июле 1918 г. его приговорили к расстрелу. После освобождения Архангельска от власти большевиков, 10 августа 1918 г., в память о убиенном была отслужена заупокойная литургия.Имена некоторых других жертв, казненных в июле-августе 1918 г. по личному распоряжению ленинского наркома, опубликовал в своей книге «Красный террор. Россия. Украина. 1917−1924» архангельский историк и журналист Юрий Всеволодович Дойков. Так, в начале августа 1918 г. Кедров подписал приказ о расстреле начальника отделения службы движения Северной дороги, инженера Н.П. Ильинского. Аналогичная участь ждала старейшего архангельского социал-демократа, гласного Архангельской городской думы, председателя губернского продовольственного Комитета, Александра Папилова.

    3. Вершиной кровавого безумия Кедрова стала масштабная бойня на Севере России, учиненная им в начале 1920 г. Из-за природных условий — замерзшего моря и отсутствия дорог — белое командование не сумело наладить эвакуацию, в результате покинуть страну сумели лишь 2500 человек. Остальные — более 20?000, угодили в плен. Многим из этих людей предстояло в самое ближайшее время погибнуть.
      Первые массовые расправы над пленными произошли сразу же после капитуляции последних частей Белой армии. Так, из полуторатысячного отряда офицеров, пытавшихся пешим порядком уйти из Архангельска в Мурманск, более 800 были расстреляны почти сразу. Случилось это 28 февраля 1920 г.
      Других военнопленных поместили в созданный в Архангельске концентрационный лагерь, где стали истреблять постепенно и планомерно. Одновременно город и прилегающие окрестности захлестнули обыски и аресты среди гражданского населения. На уничтожение обрекались не только лица непролетарского происхождения — сестры милосердия, священники, предприниматели, инженеры, врачи, но и крестьяне, симпатии которых на Севере в годы Гражданской войны, были в основном, на стороне белых.
      Не мог обойти вниманием Кедров и свой «любимый» контингент — детей. Как вспоминали очевидцы, в Архангельске было много расстрелов мальчиков и девочек 12?16 лет. Практиковались и публичные казни — днем, на площади возле канатного завода Клафтона. Но спустя время все же сочли, что прилюдно творить такие дела не стоит, и выбрали другое место для экзекуций.
      Именно тогда Кедров выступил в роли организатора Освящение памятного креста на месте Холмогорского лагеря.первых советских концентрационных лагерей в Архангельской губернии. В автобиографии, находящейся в его личном деле, начальник Особого отдела писал о себе: «1919 год. С января Председатель Особого отдела ВЧК, образовавшегося из слияния военного отдела ВЧК и военного контроля РВСР (члены Коллегии: Павлуновский и Эйдук). Член ВЦИК. По совместительству: член коллегии НКВД, заведующий лагерями принудит. работ Республики? 1920 год. С мая месяца полномочный представитель ВЧК по Архангельской (освобожд. от белых), Вологодской и Северо-Двинской губерн. Член коллегии НКВД (организатор Холмогорского, Пертоминского, Соловецкого лагерей)».

    4. Созданные Кедровым концентрационные лагеря не были предназначены для временного содержания арестованных или отбытия наказания. По сути своей, они являлись лагерями уничтожения, на целые десятилетия предвосхитившими своим появлением нацистские «фабрики смерти».

      Наиболее страшным был Холмогорский концлагерь. Именно здесь, по многочисленным свидетельствам современников и сохранившимся документам, происходили самые массовые расстрелы. Казни совершались по приказу и при личном участии Кедрова. Собрав в Архангельске партию в 1200 офицеров, начальник Особого отдела погрузил их на две баржи, и когда они пришли в Холмогоры, приказал открыть огонь из пулеметов.

      «Здесь, на берегу, их и расстреляли, — вспоминала почетная гражданка Архангельска, Ксения Гемп. — Часть трупов столкнули в реку, а часть зарыли». Всего в результате этой варварской акции погибло до 600 человек.

      Массовые казни на Севере шли всю весну и лето 1920 г., так что, к началу сентября Архангельск называли «городом мертвых», а Холмогоры — «усыпальницей русской молодежи».

      С подачи Кедрова северные лагеря стали местом, куда со всей страны свозили пленных белогвардейцев и казаков. Партию таких заключенных, доставленных с юга, численностью более 2000 человек, казнили в первых числах сентября в Холмогорах в «день красной расправы» — годовщину советского декрета «О красном терроре».

      Важно отметить, что созданные Кедровым «конвейеры смерти» продолжали функционировать и после отбытия «прославленного чекиста» в Тамбовскую и Воронежскую губернии, для подавления вспыхнувших там крупных крестьянских восстаний.

      Только в Холмогорском концлагере и только в январе — феврале 1921 г. были убиты 11 000 человек. Расстрелы продолжались и в марте-апреле. Так, по приказу Дзержинского в районе Холмогор казнили свыше 400 офицеров и генералов. Наравне с чекистскими пулями, заключенных во множестве уничтожали болезни, голод и холод. Даже сейчас в Холмогорах находят человеческие кости и черепа. В июле 2010 г. на месте массовой гибели тысяч людей был установлен памятный крест.

    5. Скорый на расправу, Кедров восхищал этим своих «коллег» по чекистскому ведомству. Как сообщил автору этих строк архангельский историк Ю.В. Дойков, в фондах местного краеведческого музея им были выявлены написанные в 1979 г. и не опубликованные до настоящего времени воспоминания одного «ветерана» — чекиста, в которых последний писал:
      «Так вот Кедров решал просто. Уполномоченный пишет постановление: Фетюков. Эсер. Гидра контрреволюции. Точка. Р. (Расстрелять — Д.С.) Подчеркивает. И подпись — Кедров».
      Приведенные цитаты служат наглядным опровержением созданных советскими пропагандистами мифов, изображающих Михаила Сергеевича «профессионалом высокого класса» и «гуманистом». Напротив, именно во время работы в Особом отделе маниакальная жестокость и палачество Кедрова достигли своего апогея.
      «Ненормальность Кедрова, — вспоминала по поводу своей первой встречи с этим „замечательным человеком“ супруга историка С.П.Мельгунова Прасковья, — проявлялась во всех мелочах. Даже внешний его вид приобрел оттенок тяжелого недуга! Тусклые, лишенные всякого блеска глаза мертвенно глядели на посетителя. Что-то зловещее было в этом окаменелом лице».
      Слухи о сумасшествии Кедрова в партийной среде ходили давно, но в страшные годы Гражданской войны подобные «мелочи» мало интересовали кремлевских владык. Однако в дальнейшем неуправляемые маньяки перестали быть нужными власти. Складывающаяся система тоталитарного государства испытывала потребность в убийцах иного типа — бесстрастных, предсказуемых и послушных. Как следствие, после сворачивания «военного коммунизма» некоторые палачи эпохи «красного террора» отправились на «заслуженный отдых». Были среди них и такие, кто завершил свою карьеру стенкой в расстрельном подвале или помещением в психиатрическую больницу.
      Не стал исключением и Кедров. В 1922 г. его отправили лечиться в Норвегию. Согласно одной из версий, случилось это после того, как «несгибаемый большевик-ленинец» приказал своим подчиненным открыть огонь по группе ребятишек, спешащих на занятия в школу.

  12. Наверное Павленко с Орловым "скопили" столько бабла за счёт бюджета — что больше его некуда потратить кроме как на новые таблички!!!!

    Делом займитесь !!!!

  13. Коммунисты тоже переименовывали — страна, которую они создавали развалились. Если православные начнут переименования — их тоже сметут. Только не капиталисты а мусульмане.

  14. Многие согласятся, что лучше потратить деньги на ремонт архангельских дорог и тротуаров, чем никому не мешающим названиям улиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять − 2 =