Торговля с душком: продажа просроченных продуктов в России поставлена на поток

 Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Ритейлеры поставили на поток продажу просроченных продуктов. Чаще всего потребители жалуются на полуфабрикаты, мясо и сыр с истекшим сроком годности. При этом в России до сих пор нет прозрачной системы контроля за движением товара.

Вторая жизнь фарша

В конце февраля Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Россельхознадзора и оштрафовал ООО «Ашан» на 700 тыс. рублей. Причем штраф был выписан за повторные нарушения. В эпицентре скандала оказался «Ашан-Рублево» на Рублевском шоссе в Москве. По данным Россельхознадзора, в мясных полуфабрикатах там были обнаружены кишечная палочка и стафилококк. Надзорное ведомство вновь требовало приостановить деятельность цеха по переработке мяса, но суд это требование не удовлетворил. И это при том, что неделей ранее Арбитражный суд Москвы уже штрафовал «Ашан» тоже на 700 тыс. рублей и тоже за торговлю некачественными мясными полуфабрикатами. Только тогда к ответственности привлекали «Ашан-Кунцево» на Ярцевской улице.

Кстати, сами ритейлеры обсуждать острые проблемы не хотят. «К сожалению, не сможем прокомментировать данные вопросы, — сообщили РП в пресс-службе АШАНа. — Спасибо за понимание». Понять ритейлеров действительно «можно». Зачем выбрасывать продукт, у которого истекает срок годности, если можно превратить его в полуфабрикат? «Дата изготовления у полуфабриката ставится именно в тот момент, когда он приготовился, — объясняет помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко. — Поэтому очень много жалоб именно на полуфабрикаты и нарезку. Нередко в магазинах просто закрывают глаза на то, что у ингредиентов, из которых сделан полуфабрикат, срок годности уже истек». Более того, продавцы магазинов даже не скрывают, что часто руководство просто заставляет их «давать продуктам вторую жизнь» и этот процесс поставлен на поток. Вот и выходит, что в готовом салате вполне может оказаться просроченная колбаса, а в готовых котлетах — просроченный фарш.

В Управлении Роспотребнадзора по Москве отмечают, что с 3 сентября 2014 года по 17 февраля 2016 с портала «Наш город» к ним поступило 1352 жалобы. Из них 634 — на продажу продуктов питания с истекшим сроком реализации, а 637 — на нарушение санитарных требований в организациях торговли. «Снято с реализации 1163 кг продуктов с истекшим сроком реализации и с потерей товарного вида, — докладывают в ведомстве о результате проверок. — Большинство заявленных нарушений нашли свое подтверждение, за что на юридических и должностных лиц составлены протоколы об административных правонарушениях: ЗАО «ТД Перекресток» — 102 протокола, ЗАО «Дикси-Юг» — 66, ООО «Агроаспект» (магазины «Пятерочка») — 58, ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит») — 45, ОАО «Седьмой континент» — 43».

Срок истек

Если в Москве по количеству жалоб лидируют «Перекресток» и «Дикси» — супермаркеты средней ценовой категории — то в регионах абсолютными лидерами по числу пищевых скандалов стали бюджетные сети «Магнит» и «Пятерочка».

Так, в феврале в центре скандала оказались магазины «Пятерочка» в городе Красновишерск Пермского края. Сотрудники Россельхознадзора, Роспотребнадзора и районной прокуратуры обнаружили там все возможные нарушения правил торговли. На полках лежали продукты с истекшим сроком годности, правила хранения не соблюдались, на отдельные виды товара вообще не было никаких документов, сотрудники несвоевременно проходили медосмотр. По результатам проверки к административной ответственности привлекли двух руководителей сети. «Общая сумма штрафов составила 7 тыс. рублей», — сообщили 29 февраля в прокуратуре Пермского края.

Руководство «Пятерочек» в Пермском крае легко отделалось. Несколькими днями ранее ООО «Агротор» и АО «Тандер» в Татарстане были оштрафованы более чем на 600 тыс. рублей. Дело в том, что местное Управление Роспотребнадзора обнаружило просроченные продукты в принадлежащих им магазинах «Пятерочка» и «Магнит». «По результатам проверок было изъято из оборота и уничтожено 54 партии продуктов питания общим весом 205 кг с истекшим сроком годности, признаками порчи, отсутствием информации на этикетке о дате изготовления, сроках и условиях реализации пищевой продукции», — сообщили в региональном отделении Роспотребнадзора.

И все же самый громкий скандал вокруг «Пятерочки» разгорелся прошлым летом в Башкортостане. В августе 2015 года Верховный суд Башкортостана постановил, что магазин должен выплатить 30 тыс. рублей в пользу матери ребенка, который отравился купленной там курицей гриль. В результате мальчик проболел восемь дней. Торговая сеть «Магнит» тоже постоянно попадает в поле зрения как санитарных служб, так и общественного контроля. Например, в конце декабря 2015 года прокуратура проверила «Магнит» в Советском районе Саратова. На его прилавках оказались сливочные сыры и сырные полуфабрикаты с истекшим сроком годности.

Запросы РП о комментариях представители «Пятерочки» и «Магнита» оставили без ответа.

Теневая экономика

Главная причина, по которой просроченные продукты не уничтожаются в срок — это непрозрачность системы контроля за оборотом пищевой продукции. «В мире уже широко распространены электронные системы, позволяющие отследить продвижение продукта от поля до прилавка или до утилизации, — поясняет Алексей Алексеенко. — Мы такую систему тоже разработали, но для ее реализации нет законодательной базы. Пока же выходит, что ритейлеры уничтожают просроченный товар на бумаге, а на деле пускают его на переработку или просто наклеивают новую этикетку с новым сроком годности. Проконтролировать, действительно ли продукт был утилизирован — бывает проблематично. Если же будет создана система электронного учета, то весь путь товара будет прозрачным и просроченную продукцию придется уничтожать».

Пока же в большинстве случаев ритейлерам удается продать протухшие продукты совершенно безнаказанно. Особенно, если товар предлагается по акции с большой скидкой. На эту группу продуктов надо обратить особое внимание. Тем более, если скидка предоставляется на скоропортящийся продукт. «По СанПиНам, скоропортящиеся продукты должны быть проданы в течение 12 часов после вскрытия, — поясняет Евгений Колесник, адвокат, специализирующийся на защите прав потребителей. — Поэтому самое пристальное внимание надо уделять продуктам, которые продаются вразвес, особенно готовым салатам. Если продукт испорчен, то лучше сообщить об этом не только в администрацию магазина, но и в Роспотребнадзор. Если жалоба не дойдет до контролирующих органов, то ситуация может повториться. Чем больше будет жалоб от потребителей, тем меньше будет в магазинах просроченных продуктов».
____________________________________________________________________________________________________________________

СПРАВКА

Куда бежать?

Если вы купили просроченный продукт, то первым делом нужно сказать об этом администратору или владельцу магазина. После предъявления товарного чека испорченный товар должны обменять на свежий или вернуть деньги. Если руководство магазина возвращать деньги отказывается, то нужно написать жалобу в территориальное управление Роспотребнадзора. На основании жалобы будет проведена проверка. Если нарушение подтвердится, то магазин будет оштрафован. Если покупатель хочет все же получить компенсацию, в том числе и морального вреда, то нужно обратиться в суд. Роспотребнадзор — основное ведомство, занимающееся проверками магазинов, но жалобы можно писать и в районную прокуратуру и Россельхознадзор. Обычно они проводят совместные санитарные рейды.
____________________________________________________________________________________________________________________

Материал предоставлен нашими партнёрами — ИА "Русская Планета".

Комментарии:

  1. По моему личному опыту, всех больше просрочки продаётся в Дисме и Фудмаркете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 3 =