Дорога на Север: ради освоения Арктики увеличат число чиновников?

 Фото: Лев Федосеев / ТАСС

В качестве основного способа развития Арктики правительство видит увеличение чиновничьего аппарата.

18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась представительная конференция по экономическому развитию Арктики, на которой обсуждались самые существенные проблемы реализации арктического потенциала России.

В конференции приняли участие главы российских регионов, депутаты Государственной думы, дипломаты, ученые, руководители крупнейших компаний из России, Финляндии и Швейцарии.

Сотрудничество, его задачи и сложности

Основным событием конференции стало пленарное заседание «Международное сотрудничество для реализации экономического потенциала арктической зоны». Как показали основные тезисы докладчиков и дискуссия, модератором которой был заместитель секретаря российского Совета Безопасности Евгений Лукьянов, за таким достаточно обтекаемым названием кроется целый узел серьезнейших и самых современных проблем.

За последние годы, ввиду новых возможностей арктического судоходства (так, Россия вводит в строй ледокол за ледоколом) и открытия огромных залежей полезных ископаемых (в первую очередь углеводородов) на арктическом шельфе, освоение Арктики стало одним из приоритетов во внутренней и внешней политике всех приарктических государств. Это обстоятельство, с одной стороны, превращается в глобальный вызов, а с другой — дает почти неисчерпаемые возможности для международного экономического сотрудничества. Но при оценке перспектив кооперации, привлечении инвестиций, международном партнерстве, выстраивании грандиозных и многообещающих планов очень важно соблюсти равновесие между бизнес-интересами и соображениями безопасности. Конечно, нельзя допустить, чтобы соперничество и конкуренция перерастали в конфронтацию. Но при этом в основе всех наметок и программ должен лежать национальный интерес, стратегические задачи, а не потребительский подход и неуемная жажда прибыли любой ценой.

Стремление к подобному равновесию как раз и была призвана продемонстрировать первая арктическая конференция на ПМЭФ-2016: российские масштабные проекты в Арктике открыты для международного сотрудничества, но исключительно на наших условиях.

Нестандартные предложения

По мнению заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского, прорыв в Арктике невозможен без новых управленческих тактик. Одной из таких тактик должно стать создание новых «опорных зон», понятие которых правительство совсем недавно ввело в программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». «Опорные зоны» — своего рода межведомственные центры, через которые будет вестись основная работа по развитию территорий и обеспечению главных узлов их жизнедеятельности. На первом этапе предполагается создать две «опорные зоны»: Кольскую и Северо-Якутскую.

Однако для того, чтоб эта идея, как многие ей подобные, не осталась чисто бюрократической инициативой, ее необходимо наполнить конкретным содержанием, то есть предложить принципиально новый уровень межведомственной кооперации и горизонтальных связей. В противном случае «опорные зоны» останутся еще одним бюрократическим кунштюком, не более того.

И здесь участники конференции вновь сделали ставку на новые управленческие решения. Прозвучали предложения объединить всю работу по Северу уже на федеральном уровне, создать должность специального вице-премьера «по Арктике», принять свод «арктических» законов, а лучше отдельный «Полярный кодекс», создать Арктический банк реконструкции и развития. Все это недурные идеи, и они способны дать много новых рабочих мест в госаппарате. Хочется лишь надеяться, что этим дело не ограничится и следом возникнут новые рабочие места уже непосредственно в Арктике — в новых портах, промышленных центрах, высших учебных заведениях. Тут надо твердо помнить — не меньше, чем инфраструктура, Крайнему Северу необходимо активное и амбициозное население. «Нет населения — нет территории». Для России, более половины территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, этот тезис особенно актуален.

Северный морской путь — главный нерв российской Арктики

«Ключевым фактором успешного освоения Арктики является Северный морской путь и сопутствующая портовая и авиаинфраструктура от Архангельска до Чукотки… Сегодня Севморпуть неэффективен, но надо думать о будущем и смотреть за горизонт через призму геополитики», — гласит пресс-релиз одной из «панельных сессий» арктической конференции ПМЭФ-2016.

Однако дело в данном случае не только в геополитике. Перспективы освоения Арктики зависят от состояния Севморпути. Здесь все решается очень просто. Есть навигация — на побережье Северного Ледовитого океана местами есть жизнь и работа. Нет — нет ничего, кроме метеостанций, отстоящих друг от друга на тысячи километров. 90-е годы прошлого века показали эту связь во всей ее жесткой и непреложной очевидности.

И в этом отношении очень радует постепенное — пусть и очень медленное — оживление судоходства через Северный Ледовитый океан, строительство новых ледоколов и новых портов, перспективы встраивания Северного морского пути в мировые транспортные коридоры, интерес к нему Вьетнама, Китая и даже Сингапура.

Сергей Франк, глава российской судоходной компании «Совкомфлот», заявил на ПМЭФ-2016: «Очевидно, что с транспортной точки зрения возможности Северного морского пути будут нарастать, и они нарастают каждый день. Я уверенно хочу сказать, что в 2017 году все исторические максимумы перевозок по этому маршруту будут превышены, а к 2020 году они будут превышены втрое — это только на той грузовой базе, которую мы видим, знаем, которая уже законтрактована».

И эта спокойная уверенность стоит всех расчетов экспертов ВШЭ, которые зачем-то предполагали рост грузооборота в 20 раз в несколько лет. Так не бывает, это жизнь, а не биржевые игры.

Слова теоретиков имеют одну ценность, убежденность практика — совершенно другую. От того, где будет осуществляться новый арктический прорыв — на землях и водах Крайнего Севера или на бумаге в столичных кабинетах, во многом зависит будущее России. И арктическая конференция, состоявшаяся в последний день Петербургского экономического форума, показала это с исключительной наглядностью.

Материал предоставлен нашими партнёрами — ИА "Русская Планета".

Комментарии:

  1. Всё правильно, посадить всех чиновников на баржи и отправить  Арктику осваивать, Хватит штаны протирать в городе. Ни какого толку от их нет, один вред и казнокрадство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − 3 =