Дальнейшей закупки новых автобусов для Архангельска не предвидится

 Фото: www.autoprofi.ua

В условиях неопределенности направления развития рынка пассажирских перевозок, большинство предпринимателей в Архангельске сегодня работают на грани рентабельности. При этом в действующем тарифе отсутствует инвестиционная составляющая.

— Опыт самых разных регионов России, имеющих разные бюджетные возможности, свидетельствует, что без экономической поддержки со стороны государства, развитие общественного транспорта невозможно. При этом разумная тарифная политика региональных властей вместе с относительной свободой в ценообразовании в итоге ведут к активному обновлению парка автотранспортных предприятий, и как следствие, повышению качества услуг на рынке пассажирских перевозок, — отметил председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов.

Для закупки автобусов среднего и большого класса необходимы серьезные средства, а их эксплуатация показывает очень высокую убыточность. Все частные перевозчики, приобретавшие автобусы большой вместимости в Архангельске, при действующем тарифе и отсутствии дотаций, были вынуждены от них отказаться. Убыточной, несмотря на поддержку из горбюджета, была и эксплуатация ЛиАЗов архангельскими МУПами «АПАП-1-2».

— Обновление парка автобусов было рекомендовано в протоколе к трехстороннему Соглашению между Ассоциацией автотранспортников, правительством региона и горадминистрацией. Это была именно рекомендация, а не обязательство, — подчеркнул председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов. – Тем не менее, перевозчики эту рекомендацию выполнили, исходя из своих финансовых возможностей, поскольку в действующем тарифе инвестиционной составляющей не предусмотрено.

Напомним, что группа компаний АПАП, являющаяся одним из старейших и крупнейших предприятий на рынке пассажирских перевозок столицы Поморья, этим летом, в рамках текущего обновления подвижного состава, заключила договор на приобретение 40 новых автобусов. Сейчас они работают исключительно на легальных маршрутах, по которым заключены договоры с муниципалитетом. За два прошедших месяца архангелогородцы заметили позитивные изменения в волнующем всех вопросе комфорта пассажирских перевозок. Отзывы жителей столицы Поморья публикует сайт 29.ru.

— Очень хочется, чтобы все автобусы в Архангельске со временем стали, как новый ПАЗ на кольцевом маршруте №75. В таком транспорте, даже стоя, ехать удобно, на задней площадке много места. Нет такой давки, как в старых. Я считаю, что общественный транспорт – это лицо города. Первое, что мы видим, когда выходим с вокзала – это остановку. Пусть автопарк обновляется, и тогда даже стоять в пробках будет не так тяжко, – поделилась мнением архангелогородка Наталья.

— Совсем недавно в Архангельске появились новые автобусы. Мне уже 69 лет, и раньше было очень сложно залезть в автобус. В новых автобусах – чистота и порядок, надеюсь, они сохранятся, как можно дольше. Еще в салоне сейчас тепло, и очень радует, что не дует отовсюду! А вообще, хотелось бы, чтобы и на других маршрутах запустили такие автобусы и они курсировали бы по всему городу, – отметила пенсионерка Нина Александровна.

Современный дизайн, соответствие требованиям экологической безопасности и комфорта пассажиров, простота и удобство в эксплуатации, эффективные экономические показатели – таковы плюсы новых машин. Автобус рассчитан на эксплуатацию в различных условиях, что особенно незаменимо, учитывая состояние дорожной инфраструктуры Архангельска. Салон обогревается четырьмя отопителями, а для рабочего места водителя предусмотрен отдельный, поэтому даже в морозы пассажиры новых автобусов не будут испытывать дискомфорт. 

Сергей Пожинский работает водителем чуть больше года. На новый автобус пересел три месяца тому назад.

— Новая машина мягче на ходу, легче в управлении, — рассказывает Сергей. – Больше внимания уделено комфорту водителя. Автобус достаточно маневренный, легко вписывается в повороты на наших дорогах. На нем удобно ездить по городу даже при большом количестве автомобилей. Но технически машина более сложная, пришлось пройти дополнительное обучение.

Специалисты Группы компаний АПАП отмечают, что у нового автобуса увеличенный ресурс службы кузова, он оцинкованный, со специальной антикоррозийной обработкой. А значит, суровая зима и осенне-весенняя распутица им не страшны. По техническим характеристикам соответствует современным требованиям безопасности пассажирских перевозок. Автобус комплектуется двигателем ЗМЗ, отвечающим экологическому уровню EURO-4, возможно переоборудование для работы на сжиженном газе. Помимо обучения водителей, Группа компаний АПАП  провела модернизацию всей технической службы, включая переподготовку обслуживающего машины персонала и внедрение новых технологий ремонта.

— Эта модель практически полностью модернизирована, изменены все узлы и агрегаты. Трудоемкость работ по ремонту выросла, потребовалось переучивать персонал. Кроме того мы перестроили работу службы снабжения, поскольку необходимо закупать новые запчасти. В эксплуатации эти автобусы дороже, за комфорт приходится платить, — говорит механик Василий Зырянкин.

Расходы на закупку новых автобусов составили более 70 млн. рублей. Серьезно выросли и затраты на обслуживание машин, на приобретение запчастей для новой модели. Тем не менее, Группа компаний АПАП выполнила свои обязательства по обновлению подвижного состава на городских маршрутах.

— Мы планомерно заменяем автобусы, которые работают в Архангельске, машин старше 5 лет у нас нет, большинство автопарка составляют машины, эксплуатирующиеся не свыше 3 лет¸ — отметила представитель Группы компаний АПАП Светлана Антушева. – Закупив 40 автобусов, мы на треть обновили свой подвижной состав. При этом по госпрограмме утилизации из эксплуатации выведено столько же машин старой модели. По сравнению с ПАЗ-32054, эти автобусы изготовлены в стандартах городского транспорта. Они удобнее и комфортнее для пассажиров. Пока мы смотрим, как они окупятся в нынешних экономических условиях.

В перспективе Группа компаний АПАП планирует полную замену автопарка. Но необходимо отметить, что автобусы закуплены за счет перевозчиков, привлекших на эти цели кредитные средства, поскольку повышение тарифа с 18 до 21 рубля в феврале 2015 года едва покрывает рост текущих расходов на топливо, запчасти, зарплату и обслуживание техники, и не содержит инвестиционной составляющей. Окупаемость новой модели ПАЗа по расчетам начинается при тарифе в 25 рублей, а для средних МАЗов – с 35 рублей. В сложившихся условиях перевозчики вынуждены работать в режиме жесткой экономии, что не всегда благоприятно сказывается на качестве услуг.

— Опыт регионов страны говорит, что для повышения качества услуг общественного транспорта, в том числе и перехода на автобусы большого класса, возможны разные варианты регулирования рынка пассажирских перевозок, — отметил Андрей Попов.

Это может быть прямое субсидирование перевозчиков из бюджета через инвестиционную составляющую в тарифе, без повышения платы для пассажиров. Возможен вариант разделения городских маршрутов на регулируемые, где тариф будет установлен регионом, и нерегулируемые, где плату за проезд будут устанавливать сами перевозчики, взяв на себя при этом обязательства по обновлению автопарка. Есть практика установления разных тарифов для дневного и вечернего времени, что позволяет компенсировать затраты на работу полупустых больших автобусов. Кроме того в ряде субъектов РФ действуют специальные госпрограммы развития общественного транспорта. Например, в республике Мордовия из регионального бюджета перевозчикам Саранска (который совсем недавно приводили в пример Архангельску) при закупке новых автобусов компенсируют из бюджета часть лизинговых платежей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =