Памятник архангельским корабелам: о замене шхуны «Запад» линкором XVIII века «Слава России»

 Фото: ИРС

Размышления о памятнике парусному флоту в Архангельске.

В августе 2016 года Архангельск лишился одной из своих достопримечательностей – шхуны «Запад». Установленный к четырёхсотлетию Архангельска в 1984 году, почти за 33 года стоянки на Красной пристани парусник успел стать символом северного парусного флота, хоть и построен был в Финляндии, а принадлежал изначально эстонской судоходной компании. Тем не менее, при отсутствии иных символов архангельского парусного судостроения и судоходства, до своего разрушения вызывал интерес у архангелогородцев и гостей города.

Последний раз о «Западе» публично вспоминали осенью 2016 года. Речь шла о создании большого макета шхуны с привлечением специалистов верфи исторического судостроения «Полтава» в Санкт-Петербурге. Однако с тех пор о каком-либо продвижении в этом направлении не слышно…

На этом фоне в новом номере (№ 1-2, ссылка на выпуск в конце статьи) журнала «Известия Русского Севера» вышла статья с говорящим названием «Что будет на месте шхуны 'Запад'?» от архангельского активиста-общественника Дмитрия Куклина. Примечательно, что свои идеи он уже излагал в обращении губернатору Архангельской области, на что получил ответ из Минкульта о том, что будет восстановлен именно «Запад». Только вот когда именно — непонятно…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Запад» или поморский коч? Древние традиции северного судостроения остаются не увековеченными

Слом мачт в 1998 году и пожар парусника весной 2016 года предопределили его судьбу, и в настоящее время ничто в нашем городе не напоминает об историческом прошлом парусного флота России, зародившегося в конце XVII века на Архангельской земле.

Опыт наличия в городе шхуны

«Запад» показал, что архангелогородцы гордятся судостроительной историей края и желают иметь настоящий памятник парусному флоту в городе. Большой интерес у горожан вызывают судозаходы в Архангельск действующих парусников в праздничные дни (парусник «Мир» – 11.06.2015 г. на молодёжный фестиваль «Мор-фест-2015»; барк «Крузенштерн» 27.06.2015 г. на день города), что также подтверждает необходимость наличия в нашем городе собственного символа русского парусного флота.

Архангельск в истории известен как первый морской порт России, поэтому наш город твёрдо ассоциируется у россиян и иностранцев с парусным флотом. Изображение парусника на банкноте в 500 рублей и стела «Архангельск» при въезде в город подтверждают парусно-корабельную символику города. Однако в настоящее время такого символа у города, к сожалению, нет.

На форуме «Во славу флота и Отечества» в 2014 году участники высказались за реставрацию «Запада», однако они исходили из того, что шхуна «Запад» существует, но в ветхом состоянии. На тот момент такое решение именно о реставрации было оправданным, так как речь шла об оригинальном, настоящем памятнике-судне.

После демонтажа «Запада» в августе 2016 года вопрос о символе города оказался снова открытым. Одновременно в СМИ появилась информация о планах местных властей по восстановлению шхуны «Запад» в виде пустотелого внешнего остова и постановки такого сооружения на том же месте (Красная пристань).

Такая новость негативно была воспринята в исторических и мореплавательских кругах, ввиду того, что шхуна «Запад» исторической ценности не представляет, так как изготовлена на иностранной верфи и являлась рядовым учебным судном, ничем, кроме участия в фильме «Георгий Седов» (реж. Б.А. Григорьев 1974 г.), не отличившимся за время своего жалкого существования.

Разделяя мнение об отсутствии исторической ценности «Запада» для Архангельска, автор предлагает вместо восстановления «Запада» установить на Красной пристани реплику иного судна, по-настоящему отражающего исторический вклад города и архангельских корабелов в становление России в качестве великой морской, военной и торговой державы.

Предложение автора – воссоздать один из серийных кораблей, особо отличившихся в морских военных походах России XVIII века, построенный на Соломбальской верфи в период её производственного расцвета (активного строения кораблей для Беломорской и Балтийской флотилий в 1734–1851 гг.) – линейный корабль «Слава России» 1774 года постройки.

Славная история «Славы России»

Линейный 66-пушечный корабль «Слава России» заложен 20 сентября 1773 года на Соломбальской верфи. Спущен на воду 13 мая 1774 года. Длина – 52 м, ширина – 14,49 м, осадка 6,17 м, экипаж 460–550 человек. Вооружение: 66 пушек, 77 ружей, 40 мушкетов, 40 пистолетов, 60 сабель.

Корабли данной серии были отмечены высокими мореходными качествами и характеристиками, имели отличную остойчивость, маневренность, развивали скорость до 8 узлов (15 км/ч), что способствовало их использованию во всех военных кампаниях и боевых действиях российского императорского флота в период с 1734 по 1790 год.

Корабль является представителем одноимённой, самой крупной серии парусных военных кораблей российского императорского флота (всего было построено 86 линкоров данного типа). Производство данной серии кораблей началось с закладки и строительства корабля «Ингерманланд» (1715 г.), чертежи которого были разработаны лично Петром I. Корабль «Слава России» после спуска на воду на Соломбальской верфи в 1774 году четыре года находился в составе беломорской эскадры в Архангельске, а в 1778 году во главе этой эскадры перешёл в Кронштадт и вошёл в состав Балтийского флота.

Линкор «Слава России» принимал участие в реализации инициированного Россией «Акта о вооружённом нейтралитете» 1780 года, обязывающего страны, воюющие на европейском театре войны за независимость США (Англия объявила войну Франции и Испании за поддержку отделения североамериканских колоний), не препятствовать мирному торговому судоходству между невоюющими европейскими странами.

По указу Екатерины II в 1780 году были снаряжены три эскадры для охраны торговых путей: в Северном море (из Архангельска в Европу), Атлантике (широта Лиссабона) и Средиземном море. Корабль «Слава России» входил в состав эскадры Средиземного моря, состоящей из семи кораблей, под командованием адмирала Ивана Антоновича Борисова. Задача этой эскадры, как и остальных, состояла в российском военном присутствии на торговых путях Средиземного моря для защиты мирных кораблей и грузов от захвата воюющими сторонами.

13 июня 1780 года эскадра кораблей контр-адмирала И.А. Борисова, в составе которой находился архангельский корабль «Слава России», была направлена на охрану торгового судоходства по маршруту Копенгаген – о. Тексель – Довер – пролив Ла-Манш – Лиссабон – Гибралтар – Порт-Маон. К 20 октября 1780 года эскадра прошла Гибралтарский пролив и через Порт-Маон направилась к итальянскому порту Ливорно, в котором после завершения миссии должна была подготовиться к отправке обратно в Кронштадт. 23 октября 1780 года на переходе из Порт-Маона (Испания) в Ливорно (Италия) ночью в шторм корабль «Слава России» под командованием капитана И.А. Баскакова разлучился с эскадрой и штормовой ветер начал сносить корабль в сторону берега. Отданные два якоря не удержали корабль, и он налетел на камни французского острова Леван.

Экипаж срубил мачты и по ним пытался выбираться на скалы. Корабль продержался на плаву до утра. Рыбакам французского города Йер удалось оказать помощь терпящему бедствие экипажу судна. Весь экипаж (446 человек, кроме больных 11 человек) был спасён. Сам же корабль ушёл на соро- каметровую глубину. Спасение экипажа было отмечено глубокой личной письменной благодарностью Екатерины II жителям города Йер. Экипаж и часть корабельного оружия были доставлены в Ливорно, где были перераспределены на другие корабли эскадры и продолжили службу.

Память о корабле после гибели и связь с Архангельском

Через 177 лет после крушения рыбак французского города Пор-Кро (Port Cros) в 1957 году обнаружил в своих сетях деревянные обломки корабельных конструкций. Приглашённые на место находки водолазы и военные обнаружили хорошо сохранившиеся русские монеты, иконы и деревянный корпус, по которым опознали потерпевший здесь крушение в 1780 году построенный в Архангельске корабль «Слава России». Позже, в 1980 году, команды французских подводных исследователей Жака-Ива Кусто и Филиппа Тайе извлекли со дна множество деревянных частей корпуса и мелких корабельных деталей. Также были подняты отлично сохранившиеся пушки, много медных и серебряных монет, остатки холодного оружия, пули, ядра, оловянная и стеклянная столовая посуда. Среди находок есть и хорошо сохранившиеся нагрудные кресты, иконы и складни. Все находки были помещены в музей национального парка города Пор-Кро, где и находятся по сей день.

Всего в реализации инициированного Россией «Акта о вооружённом нейтралитете» участвовало около 30 кораблей российского императорского военного флота, большинство из которых было построено на Соломбальской верфи. Как видим, история кораблей, строившихся в Архангельске, намного богаче и ценнее для истории страны, чем история парусника «Запад». Ввиду того, что кроме судостроения исторически Архангельск занимался торговлей и до начала XVIII века был единственным морским портом и являлся центром внешней и внутренней торговли России, вновь создаваемым символом Архангельска должен быть корабль, своей историей отражающий ещё и торгово-портовую сущность нашего города.

Именно в судьбе предлагаемого к восстановлению корабля «Слава России» пересеклись судостроительные и торговые интересы Архангельска: факт постройки корабля «Слава России» на Соломбальской верфи символизирует архангельское судостроение, а участие линкора в военных походах «Вооружённого нейтралитета» по защите морских торговых путей России и Европы символизирует торгово-портовую составляющую сущность Архангельска.

Таким образом, корабль «Слава России» защищал свободную торговлю таких же портовых городов, как Архангельск, родом из которого он был. Данный корабль

по праву может стать его новым и по-настоящему исторически значимым символом. Более того, факт участия корабля «Слава России» в столь значимом для мировой истории явлении, как «Вооружённый нейтралитет», инициированном и реализованном Россией, придаёт такому символу ещё и международную значимость.

Реплику корабля «Слава России» в виде памятного комплекса на Красной пристани автор предлагает выполнить в масштабе 1:1, не водоплавающей, жёстко установленной на земле в качестве корабля-музея, как показано на иллюстрации. Внутри корабля-музея предлагается организовать выставочные залы для тематических музейных экспозиций, а также исторический зал- кабинет для административно-культурных встреч и совещаний. Чтобы отдать дань памяти своему предшественнику, в одном из залов предлагается в качестве экспозиции представить макет шхуны «Запад» и сохранившиеся от неё части для наглядной демонстрации элементов конструкции настоящего парусного судна, а также исторические сведения об утилизированной шхуне с фотографиями.

Во многих городах мира, так же, как Архангельск, связанных с морским наследием своей страны, наблюдается тенденция в реконструкции и строительстве реплик именно исторически значимых парусных судов: фрегат «Штандарт» – г. Санкт-Петербург, корабль-музей «Гото Предестинация» – г. Воронеж, корабль-музей «Поморский коч» – г. Красноярск, судно-музей «Фрам» – г. Осло, Норвегия, корабль-музей «Васа» – г. Стокгольм, Швеция, корабль-музей «Амстердам» – г. Амстердам, Нидерланды, корабль-музей «Померания» – г. Марианхамина, Финляндия, галера «Реал» – г. Барселона, Испания, корабль-музей «Катти Сарк» – г. Лондон, Англия, корабль-музей «Виктори» – г. Портсмут, Англия, фрегат «Гермиона» – г. Рошфор, Франция.

Таким образом, решая вопрос о новом символе города, Архангельск получает возможность создать воистину исторически значимый памятный комплекс, который расскажет горожанам и гостям об исторической значимости нашего города в становлении России как великой морской и торговой державы.

Журнал Известия Русского Севера № 1-2 2017 год

Комментарии:

  1. Желающий могут даже найти в Интернете тот самый ответ Куклину! Мол, какой Вы молодец, краевед, но мы всё равно будем ставить Запад. Даже страшно представить, что за "реплику" там поставят, если вообще сподобятся.

  2. Тогда уж лучше Азов. Первое гвардейское судно. Построен тоже в Архангельске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × четыре =