Сказка о потерянном времени: трезвые мысли о фильме Алексея Учителя «Матильда»

 Фото: НД29

Рецензия на «самый ожидаемый фильм года».

«Господа, – слышались голоса, – а это правда, что вечером танцует наша несравненная Малечка?..» « Малечка – так в кругах гвардии называли Кшесинскую. Сегодня она была в ударе. Великие князья Николай и Георгий, бисирующие ей из царской ложи, словно подогревали балерину. Белая полоска крупных и чистых зубов женщины обворожительно сверкала в потемках зрительного зала…

В антракте Жорж цинично сказал брату Ники:
– Бабец, конечно, лейб-гвардейский! Навестим-ка ее за кулисами и посмотрим, как она будет переодевать трико…

6 июля 1890 года Николай записал в дневнике: «Положительно Кшесинская меня очень занимает». Через несколько дней он повторил эту запись почти буквально: «Кшесинская мне положительно очень нравится». Великий князь Георгий, кажется, опередил своего брата, но цесаревича балерина тоже не отвергла… С той поры прошло много-много лет. Острые углы обкатала безжалостная река времени. С разумным тактом мы сумели отделить балерину от женщины. В нашей памяти уцелела большая и талантливая актриса. И все-таки, как ни старайся забыть дурное, Кшесинская останется для нас «роковой героиней».

Валентин Пикуль, "Нечистая сила".
 

Прошла всего пара дней после премьеры «самого ожидаемого фильма года», как гласят афиши новой работы Алексея Учителя «Матильда». Между тем, никакого ажиотажа у кинозалов Архангельска субботним вечером не наблюдается — зрители не могут заполнить и половины мест в зале, казаков и даже просто абстрактных активистов рядом не заметно, как, впрочем, и полиции. С некоторым разочарованием из-за отсутствия обещанного сопровождения, мы посмотрели фильм, и вот рецензия на него.

«Историческая мелодрама» без исторической правды

Название фильма «Матильда» с начала 2017 года не сходило со страниц СМИ всех уровней. Не остались в стороне от шумихи и Архангельск с Северодвинском — уже в январе 2017 года местные кинотеатры получили письма от маргинального «Христианского Государства — Святая Русь», где под угрозой поджогов требовали не «проводить прокат подобной сатанинской грязи»… А осенью пробудилось и северное казачество, в частности, казаки из города корабелов заявили, что «Это кощунство унижать и оскорблять художественными вымыслами святого Православной Веры, а также чувства верующих», в связи с чем возможны «жёсткие меры» при показах. Дополнительно были анонсированы усиленные меры безопасности на показах, но даже на премьере никаких опасностей или жёстких мер замечено не было.

Но о фильме, который заявлялся, как «историческая мелодрама» сразу же можно сказать, как о псевдоисторическом. Почти достоверно показан лишь один исторический эпизод — крушение царского поезда в 1888 году. К этому фрагменту претензий нет — железнодорожное происшествие с десятками человеческих жертв по-настоящему ужасает, хороша игра актёров, её дополняют безупречная работа монтажёра и оператора. А вот достойная отдельного фильма Ходынская трагедия могла бы и вообще остаться за кадром — настолько быстро, суетливо и ненатурально она показана (по свидетельству очевидцев, это было долгое жуткое действо, начавшееся ещё в предрассветной темноте, задолго до раздачи «царских подарков»). Коронация Николая Второго — это только яркий (за счёт хороших костюмов и декораций) фон для мелодраматической кульминации. А больше исторических сцен в фильме и нет.

В оправдание можно сказать, что фильм вообще не про историю — он про любовь. И тут можно уже обратиться к самому главному, из-за чего и началась вся шумиха вокруг «Матильды» — к образу Николая Романова (ещё не Николая Второго!), в исполнении немецкого театрального актёра Ларса Айдингера.

Роли без актёров

Николай Романов у Айдингера получился человеком слабым, терзаемым сомнениями, постоянно испытывающим давление со всех сторон. Фильм начинается с того, что наследник прилюдно падает в обморок и роняет корону, а заканчивается сценой, где всё-таки коронованный монарх в одиночестве стоит на коленях. Впрочем, о значении этой сцены стоит написать в конце.

Если же сосредоточиться на личностном образе Николая в «Матильде», то с ним всё печально. Перед нами молодой мужчина, который не в состоянии определиться, что ему нужно от этой жизни — любовь, престолонаследие или стрельба по воронам в саду. Любил ли он главную героиню «Матильды» — по итогам просмотра картины вопрос скорее риторический. Он довольно легкомыслен в начале отношений, затем берёт на себя смелость обещать и давать любящей женщине надежды, но их не оправдывает. В конце концов, Николай даже не бросается спасать любимую в опасную минуту!..

Но всё это легко можно списать на сценарий. Главная беда в том, что и страсть с любовью Айдингер не сыграл. Возможно, тут всё дело в том, что фильм достаточно целомудрен, а у молодого немецкого актёра опыт в съёмках другого рода… Зато хорошо Ларсу удались сцены, где он томно смотрит в камеру, или куда-то в волнении бежит — то навстречу Кшесинской, то за ней. В остальном же главный козырь немца — мужская красота и сходство с Николаем, за что его, собственно, и взяли на роль.

Изначально планировалось, что Николая Романова сыграет любимец российского зрителя Данила Козловский. Но затем выяснилось, что Айдингер пойдёт на главную роль, потому что он очень похож на царя. Так как Козловского тоже хотели видеть в фильме, под него придумали целую роль графа Воронцова, неудачливого поклонника Кшесинской из кавалергардов. Значительную часть времени Козловский играет Воронцова клиническим сумасшедшим, причём в ряде эпизодов он буквально сидит в смирительной рубашке. Под конец русский офицер напоминает маньяка из второсортного боевика. При этом именно Воронцов, судя по афишам, является оппонентом Николаю в соперничестве за сердце Матильды. Что ж, на таком фоне даже айдингеровский Николай выглядит нравственно привлекательным джентльменом…

А борьбы за сердце Николая и вовсе не получилось ни у сценаристов, ни у Луизы Вольфрам, которая сыграла принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую, жену Николая Второго. Нет ни одного эпизода, который бы раскрывал, почему Николай должен жениться именно на ней, и именно в тот период времени. Пожалуй, более всего сближает немецких «Аликс» и «Ники» именно отсутствие таланта сыграть человеческие чувства во всей их полноте…

«Нечистая сила»

Именно так называется роман не чужого северянам Валентина Пикуля, из которого, судя по всему, целиком и полностью заимствован образ властной матери Николая Марины Фёдоровны, по прозвищу «Гневная». Ингеборга Дапкунайте сыграла властную женщину, ставшей опорой мужу и суровой наставницей сыну. Более того, она так же, как в романе, отдаёт приказы тайным агентам и думает о государственном благе и престиже монархии (едва ли не единственная в картине). Правда, есть и отличие — по Пикулю, «Гневная» не настаивала на женитьбе Николая с немецкой избранницей.

Не иначе, «Нечистой силой» навеян и образ врача-психатра Фишеля, который имеет некое влияние на невесту Николая. Слабо очерченная «потусторонняя» линия заставляет зрителей испытать некое напряжение. Но заодно она хоронит образ Алисы, говорящей, что она искреннее приняла православие… И тут же эта женщина верит в «магические» пасы искушённого шарлатана!

Вообще, порой возникает ощущение, что «Нечистая сила» была для команды Учителя одним из источников вдохновения. В итоге «Матильда» стала пристойным вариантом картины «по мотивам» довольно противоречивого литературного произведения. Косвенно это подтверждает тот факт, что некоторые уже показанные в трейлере сцены в итоге выкинули из фильма, вероятно, чтобы он не напоминал антимонархическую агитку.

У Пикуля же всё без стеснения — Николай безоговорочно глупый и мерзкий человек, его немецкая невеста психически нездорова, Кшесинская одновременно ублажает и Николая, и его брата, Александр Третий — умер от хронического алкоголизма и так далее. Кстати, к сыгравшему Александра Третьего Сергею Гармашу вопросов нет — монарх-»миротворец» в «Матильде» явно удался.

А что же Матильда?

На роль Матильды Кшесинской была выбрана молодая выпускница варшавской театральной академии имени Александра Зельверовича Михалина Ольшаньская. И вот с ней при кастинге явно не ошиблись. Михалина сыграла страстную, целеустремлённую натуру, способную искреннее полюбить и преодолеть все преграды, стоящие между ней и любимым.

При этом Матильда — сильная и самодостаточная женщина, чья жизнь прекрасно складывается и без Николая Второго. Следить за ней на всём протяжении картины — одно удовольствие, остаётся надеяться, что роль в российском фильме — это только начало большой актёрской карьеры, впрочем, Ольшанская уже достаточно зарекомендовала себя в разных творческих ипостасях…

К слову, похоже именно яркий и логичный в мелодраматическом фильме образ вкупе с наибольшим количеством уделённого экранного времени раз и навсегда «похоронил» айдингеровского Николая Второго. Возможно, другую женщину и можно было бы так потерять — но уж точно не Кшесинскую в исполнении Ольшанской!

Венец и конец

Так что же такое «Матильда»? На наш взгляд, это весьма приличная мелодрама, дополнительную красоту которой обеспечивает исторический антураж. К сожалению, если не сосредотачивать всё внимание на центральном персонаже фильма, впечатление могут остаться, как минимум, смешанными. А уж надежды на какую-то историчность фильма и вовсе бессмысленны.

Очень сильна последняя сцена фильма. Коронованный император Николай Второй стоит на коленях перед бесконечной вереницей повозок с мёртвыми телами, которые уезжают вдаль. Мрачная народная процессия не замечает Николая. Монарх же смотрит на застилающий горизонт пороховой дым от запущенного им же непонятно зачем праздничного фейерверка. Затем император нетвёрдой походкой сходит с помоста. Он отрёкся от любви, но монархом, близким к своим подданным, так и не стал, и явно не станет уже никогда.

Через мгновение текст сообщит зрителю, что Николай и вся его семья были расстреляны летом 1918 года. А вот Матильда Кшесинская умерла только в 1971 году, в возрасте 99 лет…

Комментарии:

  1. Обычная мелодрама. Вчера в титановском "Европарке" на вечернем сеансе от силы 40 человек было. Агент Поклонская не справилась.

  2. Можно было и короче написать — сделали из царя тряпку не только как из царя, но и как из мужика!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 5 =