Про Штыря и Чеснока: показ криминальной драмы вызвал ажиотаж на фестивале «Arctic Open»

 Фото: russorosso.ru

Любители арт-хаусного кино заняли все места в зале кинотеатра «Русь».

Мы продолжаем публикацию серии материалов по итогам состоявшегося на минувшей неделе международного кинофестиваля «Arctic Open». Сегодня мы расскажем о том, как в рамках внеконкурсного показа жители Архангельска смотрели криминальную драму «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Дебютная работа молодого многообещающего режиссёра Александра Ханта шла этой осенью в некоторых российских кинотеатрах, но показы не носили характер массовых. Благодаря фестивалю «Arctic Open» архангелогородцы смогли не только посмотреть новый фильм, уже получивший награды нескольких кинофестивалей, но и встретились с его создателем.

— Мы можем начать показ, но я вижу, что здесь ещё есть какие-то свободные места, и у входа до сих пор люди… Может, мы как-то могли бы впустить людей? — говорил Александр Хант в переполненный зал кинотеатра «Русь» за несколько минут до начала сеанса. Благодаря настойчивости режиссёра, удалось найти места для ещё нескольких человек, и свет погас.

Начало фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» всецело посвящено незамысловатой жизни простого парня из тверской глубинки — работа, «наливайка», дом, скандалы, надоевшая семья, измены — смешать и повторить! Витька по кличке «Чеснок» (Евгений Ткачук) — среднестатистический российский работяга, но он хорош собой, в меру харизматичен и может при случае пенять на тяжёлое детство. Отец избивал его маму, затем вовсе бросил семью, покинутая женщина совершила суицид, юный Витька попал в детдом и ожесточился…

Источник фото https://rutube.ru

После детдома Виталий к 27 годам успел создать собственную семью, у него есть сын, но всё это уже не интересует молодого мужчину. Он мечтает сбежать от семейного очага, взяв кредит для покупки новой квартиры, а затем скрыться и от коллекторов. Вот только похожие на менеджеров «Сбербанка» клерки конторы «Быстрорубль» отказывают выдавать заветный миллион. И тут Чеснок узнаёт, о своём отце-инвалиде, это имевший когда-то вес в криминальном мире Лёха Штырь (Алексей Серебряков). Состарившийся и больной родитель, кажется, вот-вот умрёт, а Чеснок является единственным наследником его квартиры…

Источник фото http://russorosso.ru

Фильм доступен для свободного просмотра, поэтому пересказывать дальнейший сюжет не имеет смысла. Как сказала Ханту одна из зрительниц, «Сначала я внутренне сжалась, потому что опять испугалась за Россию, но получилась достаточно светлая и хорошая работа, извечная проблема отцов и детей рассмотрена в свежем прочтении». Но почему же так произошло?

Во-первых, фильм отличается прекрасным сценарием — в нём практически нет никаких досадных упущений, лишних деталей или неуместных сцен. В то же время, драматическую игру актёров периодически разбавляют забавные эпизоды на хорошо знакомом людям фоне. Они разворачиваются в местных аналогах «Магнита» и «Сбербанка», «призаводской» наливайке и так далее. Сценаристу Алексею Бородачёву удалось очень убедительно провести героев через разные ситуации, что постепенно способствовало изменению их непростых отношений.

Источник фото http://www7.drugryadom.ru

Во-вторых, актёры, которые должны были эти отношения сыграть, тоже не оплошали. Конечно, изрядно помогло сильное сходство Ткачука и Серебрякова, «сына» и «отца». Серебряков, к слову, принял участие в фильме совершенно бесплатно, играл при этом по-настоящему искренне и глубоко. Его герой, Лёха Штырь — матёрый уголовник, может даже, «вор в законе», сильно ослаблен болезнью, но не потерял былой хватки и хорошо помнит прошлое. Бесшабашный и уверенный в себе Витька Чеснок — копия отца в молодости, по виду и поступкам это открывается обоим от одного жизненного эпизода к другому…

Источник фото https://meownauts.com

Впрочем, радуют не только исполнители главных ролей, вполне убедительны и все остальные герои: смотрятся органично, и при этом не выделяются, создавая тот самый желанный «эфффект среды». Люди вокруг Штыря и Чеснока не делятся на "добрых" и "злых" — каждый просто преследует свой интерес, и именно через это поданы их поступки. А поступки, меж тем, не самые обычные — делёжка чужой квартиры прямо при её беспомощном владельце, предательство старого товарища, попытка убийства… И это далеко не всё.

Источник фото https://www.youtube.com

В-третьих, Александр Хант подобрал к видеоряду завидный саундтрек, использовав песни популярных сегодня в России рэп-исполнителей. При этом темы, поднятые в музыкальных отрывках, порой позволяют как бы "заглянуть за экран", ведь они могут и не соответствовать картинке. Так в фильме, к примеру, возникает животрепещущая тема борьбы с наркоторговлей. Если же говорить только о мелодиях — они незамысловаты и хорошо вписаны в те или иные моменты.

В-четвёртых, команда фильма, судя по всему, действительно была занята процессом творения, при котором не ясно, что получится в итоге. Как рассказал режиссёр, «Было три этапа работы – сначала подготовка, и как же мы замечательно всё подготовили!.. Сколько у нас было идей, получилась целая книжка, где было объяснено всё, как играть… И каким же ужасным был второй этап, 21 смена! (фильм сняли в 21 смену — НД29) Это было просто крушение всех моих замыслов. Но когда мы ещё готовились, я знал, как что будет, и знал, что это будет круто. А когда я монтировал после съёмок, я чувствовал, что будто бы пытаюсь работу спасти. Порой мне казалось, что доделаю кино — и всё, это не моя профессия, когда фильм уже был готов, я абсолютно ничего не ждал. Думал, куда-то его отправим, и на этом всё закончится… Для меня широкий отклик и сегодняшний полный зал — это очень приятная неожиданность»

Что же получилось на выходе? С одной стороны, действительно, добротная драма, по канонам жанра, в которой нарастающий саспенс приводит к катарсису. В то же время, изображение криминальной составляющей, хоть и получилось ярким, но по большей части заимствует традиции отечественного кино образца прошлого столетия, и никакого развития не несёт.

Источник фото https://www.soyuz.ru

С коммерческой точки зрения работа сделана явно под сильным влиянием западного кино, в частности, английского, зато будет безусловно интересна любителям жанра по всему миру. На протяжении картины зритель и улыбнётся, и посмеётся, временами не сможет оторвать взгляд от экрана, скорее всего, станет сопережевать героям.. Но есть ли при всём при этом в фильме национальный колорит? На этот вопрос пусть лучше каждый зритель отвечает для себя сам…

«Моя цель была не выразить к героям какое-то отношение: осудить их, или наоборот как-то романтизировать. Цель была – просто приблизиться к ним, постараться зайти дальше, чем сдерживает незнакомца их агрессивная защита, понять, раскрутить их на показ того, что скрывает агрессия» – сказал после просмотра Александр Хант архангельским зрителям.

Как уже говорилось, зал был полон и пообщаться с режиссёром хотели многие. Один из вопросов был о развитии отечественного арт-хауса и печальном положении дел в массовом российском кино.«Я думаю, что в России мало кино. При этом у нас великая история кинематографа. Сейчас есть колоссальная проблема осмысления реальности… Такое ощущение, что наше кино очень хочет быть коммерческим, похожим на кино из США, с другой стороны, хочет реанимировать советский кинематограф и обратиться к истории, с третьей стороны, мы пытаемся играть в авторское кино и походить на европейское кино… А самоидентефицировать себя мы до сих пор не смогли» – ответил Хант.

Или уже смогли? Ответ на этот вопрос — в нашем заключительном материале по обзорам внеконкурсной программы «Arctic Open» о фильме «Легнда о Коловрате», который готовится к выходу.

Комментарии:

  1. Откровенное фуфло! Причём низкокачественное. Трэш и заказуха. Поморец с тобой я полностью согласен.

  2. Да ладно, уже само название фильма нам говорит, о чём это кинцо, а именно о том, как в России живётся (спойлер — плохо). Этими картинками в Москве всякие элитчики-минетчики услаждаются а мы в Архангельске живём, прям как в фильме!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × пять =