«Я тот, кого обычно изучают учёные»: интервью Дмитрия Гайдука перед «сказочным джемом» в Архангельске

 Фото: НД29
Метки:

В столице Поморья в таком формате известный сказочник выступил впервые.

— В клубе пока ещё выступает комедиант, так что я не могу вас пустить без оплаты билета — дипломатично говорит охранник клуба «Фабрики» двум посетителям, чей вид живо напоминает ещё о баре «Бриг» — Сейчас рассказывает там непонятные истории, у сцены жгут свечи и благовония… Но через час всё кончится, так что можете возвращаться, ждём!..

Как мы и писали ранее, в эту субботу в «Фабрике» состоялось выступление известного сказочника и собирателя русскоязычного растаманского фольклора Дмитрия Александровича Гайдука. Мероприятие посетили несколько десятков человек, жители столицы Поморья очень тепло приняли артиста. Незадолго до начала выступления мы встретились с Дмитрием Гайдуком и поговорили с ним о фольклористике, литературе, журналистике и путешествиях — вот что из этого получилось.

Здравствуйте, Дмитрий Александрович! В который уже раз Вы в Архангельске?

Третий. Первый раз я приезжал в 2002 году. Точно помню, что выступал на дебаркадере, потом давал квартирник какой-то, и может быть, было что-то ещё. Дебаркадер помню точно. Скорее всего, это был «Поплавок», название у него какое-то очень привычное, обычное…

Удалось за свои три приезда посмотреть наш город? Что Вам запомнилось?

Посмотрел я более-менее Архангельск. В первый приезд ещё. Во второй приезд и сейчас я приезжаю не очень надолго. Мне запомнился город, который выглядит примерно так, будто Антанта из него с неделю назад ушла… После длительных бомбёжек. Запомнились деревянные тротуары, впрочем, их много и в Карелии. Но чтобы в областном центре — такое я видел впервые. Какая-то общая запущенность… Самое интересное, что как-то город ни в каком плане не меняется. Я приехал много лет спустя, а увидел примерно то же самое. Возникает ощущение, которое и в Мурманске бывает — что приехал куда-то на северный край всего.

Вы много путешествуете. Каждое путешествие — это отдельная история, и какова краткая история Вашего путешествия в Архангельск?

Tony G (Антон Грабовский, организатор выступлений Дмитрий Гайдука в Архангельске — НД29): На самом деле, не было бы первого концерта Дмитрия в 2002 году, не было бы и этого джема, и выступления в 2014 году. Благодаря тому промоутеру (Речь идёт о хорошо знакомом нашим читателям Михаиле Бубновском — НД29), который не только организовал выступление Дмитрия, но и профессионально его осветил. Он молодец, сделал DVD для поклонников. В Архангельске в те годы был рок-магазин, где можно было приобрести что-нибудь этакое. Я как раз тогда проникся музыкой, открывал для себя отдельную культуру реггей, и увидел в магазине диск «Дмитрий Гайдук в Архангельске». Я спросил себя — «Кто такой Дмитрий Гайдук? А возьму-ка и послушаю!». Взял, потому что мне понравился эпатаж, видно, что человек в теме, а мне хотелось просветиться, хотелось знания… А кроме «Пятницы» на тот момент ничего, собственно, и не было. Впоследствии, когда я уже прочно встал на рельсы реггей, то крепко задумался: «Надо поспособствовать привозу Дмитрия Гайдука в Архангельск!». Я связался с Александром Васильевичем Мезенцевым и с Дмитрием — удалось подготовить мероприятие. Реклама о нём была запущена всего за десять дней до выступления, тогда я подтянул всех кого мог, потому что боялся — подведу Александра Васильевича, подведу Дмитрия Александровича… В итоге был хороший саппорт, выступали два хип-хоп коллектива, и вокалисты, которые у меня занимаются. Всех, кого мог, я подтянул, благо, подтянулись… В итоге собрался полный зал! Я был в восторге, все довольны — и я, и Дмитрий, и Александр Васильевич… Сегодняшнего концерта я добивался два года. Это долго. Просто я считаю, что артист уровня Дмитрия в областном центре не должен выступать на маленькой площадке. Если бы была возможность — можно было организовать выступление даже в Драмтеатре, но вопрос, придёт ли на него достаточное количество зрителей…

Спасибо, Антон.

Дмитрий, Архангельскую область называют богатейшей сокровищницей фольклора. Вы что-нибудь слышали о такой её стороне?

Я много об этом слышал. И Шергина читал, и Писахова. И былины здесь собраны. Вполне разделяю эту точку зрения.

Как Вы относитесь к творчеству Степана Писахова?

Я хорошо отношусь к творчеству Писахова — он как раз переходит ту грань, за которой кончается собиратель фольклора и начинается творец фольклора. Многие его темы вполне достойны, чтобы войти в фольклор и уже там продолжать жить.

Кто-то занимается тем же, чем и Вы, собирает растаманский фольклор, особенно на территории СНГ? Вы знаете этих людей?

Я думаю, что занимаются, но я этих людей не знаю. Я и сам с 2007 года растаманским фольклором практически не занимаюсь. Как уехал в Индию, так занялся тамошними темами, очень-очень плотно. Я пересказываю сказки, которые насобирал в Индии, и от туристов, и от местных.

Возможно, ваши фольклористические изыскания уже нашли какое-то отражение в научном мире?

Я слыхал о парочке курсовых по «Растаманским сказкам», но ни одну из них готовой так и не видал. Просто люди ко мне обращались с вопросами, говорили, что пишут такое. Обещали выслать текст, но так и не высылают.

Вы сами не задумывались о том, чтобы получить научную степень и систематизировать свои работы в новом качестве?

Нет, пожалуй. В научный мир я пока не рвусь. У меня никаких учёных степеней нет, я скорее предмет для изучения, как раз тот, кого обычно изучают учёные. Зачем идти в науку? Что мне это даст? Я и так развиваю фольклор, как сказитель. Последние три года занимаюсь исключительно живым текстом, то бишь ничего не фиксирую. Во-первых, просто некогда, во-вторых, очень интересно наблюдать тексты в развитии.

Есть ли у вас любимые писатели-классики?

Если говорить о тех, кого я постоянно перечитываю, то постоянно возвращаюсь к Достоевскому. К Чехову — время от времени. Ещё Юрий Тынянов, он классик, или нет? Человек, по-моему, с очень большими заслугами перед словесностью… Конечно, ещё Хармс, куда же без него.

Вы читаете что-нибудь из современной русскоязычной художественной литературы?

Да, читаю. Из последних, произведших на меня впечатление могу назвать «Депортацию» Александра Розова. «Манарагу» Владимира Сорокина, это из современных русских писателей. И пожалуй всё, не так много я их читаю. «Цветочный крест» Елены Колядиной ещё порадовал, но это старая новость.

У Вас есть друзья-литераторы?

Есть. В Москве довольно много знакомых литераторов, но, скорее всего, Вы их не знаете. Сергей Соколовский, Ирина Шестаковская, Дмитрий Кузьмин, и всё вот это вот…

Кого Вы считаете своими творческими единомышленниками?

Конечно же, это Павел Бажов, Борис Шергин… Леонид Соловьёв, который написал «Возмутитель спокойствия». То есть человек, сделавший очень много для фольклора, как такового. Автор бессмертной легенды «Ленин и Кучук-Адам». Борис Привалов, естественно — я на его фольклорных компиляциях рос… Ещё последнее открытие, Борис Сергуненков, это очень сильно.

Вы больше журналистикой не занимаетесь?

Нет. Занимался я журналистикой, когда за это платили. До того занимался переводами, пока это приносило доход, достаточный для жизни. Сейчас это и не доход, и не репутация.

Для Вас, или в принципе?

Я думаю, что на телевидении есть какие-то топовые журналисты, которые действительно этим зарабатывают. Но чтобы войти в этот топ, мне нужно было начинать лет двадцать назад и не слезать с этой дорожки.

Есть ещё на Земле места, где Вы бы очень хотели побывать, но пока ещё не пришлось?

Конечно, есть. И много таких мест. Например, мне очень интересен Эквадор и Анды в целом. Я жалею, что до сих пор не был в Камбодже — весьма занятно было бы там побывать. Что ещё такое вот знаковое?.. Париж, конечно. Все говорят про этот Париж, посмотреть что-то в этом Париже… Прошлым летом чуть не доехал до Парижа. Как раз в Берлине сидел, списывался с парижской тусовкой, чтобы сказки мне там порассказывать. Они вроде как энтузиазм проявили, но когда я им райдер выставил — сразу скисли. Хотя ничего сверхъестественного в нём нет.

За границей Вы сказки рассказываете на английском?

На русском. За границей везде есть русскоязычные люди. Приходят и люди, которые учатся русскому, им живой русский чрезвычайно интересен. В Грайфсвальде у меня большей частью аудитории были студенты со славяно-германского отделения. С ними было интересно, многое по ходу дела приходилось объяснять, к счастью, немецким я владею.

Складывается впечатление, что Вы — гражданин мира…

Нет-нет. Я себя вообще не позиционирую, как гражданин. Как написал один старый польский хиппи — «хочешь меня обидеть — назови меня гражданином».

Но какова тогда Ваша национальная принадлежность?

У меня в паспорте написано, что моя родина Украина. В графе «nationality» любой анкеты я пишу «Ukraine». Вот и всё.

Как Вы думаете, с чем связана настоящая волна легализации марихуаны за рубежом?

С тем, что здравый смысл возобладал. Пришло к власти то поколение политиков, которое умеет подводить баланс. Они достаточно свободны от предрассудков, чтобы бороться с тем, из чего можно извлекать выгоду. Есть и ещё одно дополнительное обстоятельство — мировой финансовый кризис. Фактически, правительства многих стран задумались о том, а не сократить ли «лишних» государственных людей. И сразу стало ясно, что эти самые «лишние» люди сидят, в том числе, в антинаркотических службах. В итоге даже в России расформировали ФСКН.

Но ведь с легализацией проблема наркомании не отступает! В конце концов, есть не только марихуана…

Дело в том, что наркомания — это вовсе не проблема наркотиков. Наркомания — это проблема зависимости, из области психологии… Если все традиционные наркотики исчезнут с лица Земли, наркоманы всё равно своё найдут. К примеру, мы постоянно видим, как какие-то наркотики уходят с рынка, к ним затрудняется доступ, повышается цена — и тут же находятся препараты, из которых можно сделать суррогат этих самых наркотиков.

Дмитрий, какие сказки Вы будете рассказывать сегодня вечером?

Сегодня же будет джем! Как музыканты будут играть — такие сказки я и буду рассказывать. У меня под любую музыку сказки есть.

Дмитрий, а как Вы устраиваете сказочный джем? Это ведь довольно сложное мероприятие — надо собрать музыкантов, близких по духу…

Это к Антону вопрос, для этого джема он музыкантов собирал. Если я сам собираю, то просто пишу — «музыканты по списку, вход бесплатный». И слово «бесплатный» работает очень хорошо, музыкантов обычно набирается достаточно. Почему по списку? Потому что для начала их надо хотя бы прослушать. Единственная осечка у меня вышла недавно в Харькове — люди с инструментами играть совершенно не хотели, а хотели послушать сказки. И всё первое отделение мне доказывали, что зачем под них читать — лучше под фонограмму. Сегодня такого явно не будет.

Удачи на выступлении и спасибо за интервью!

И действительно, никакой осечки не случилось. Выступление Дмитрия Гайдука было разбито на три отделения, кроме того, своеобразным «разогревом» стал сет архангельского исполнителя Tony G, который затем участвовал и в джеме. Сказочную атмосферу обеспечивали не только мелодекломация «магических» текстов и джем даровитых музыкантов, но и нетрадиционное для «Фабрики» освещение — электрические светильники погасили, и сцену со сказителем и музыкантами можно было видеть только благодаря свечам. Гайдук успел рассказать людям немало сказок, в том числе, считающуюся самой популярной сказку «Про мышу», одну из первых. В перерывах сказочник очень тепло общался со своими поклонниками, конечно же, не обошлось без селфи. Под конец вечера Гайдук пожелал всем спокойной ночи, и уникальное выступление подошло к концу. Остаётся надеяться, что рано или поздно сказочник вернётся на северную землю с ещё одним неповторимым выступлением — ведь ни одно из них не похоже не предыдущее…

Комментарии:

    1. Вот не поверишь: последний раз изучали года два назад, на вокзале в Саратове. Встретили прямо с поезда: я оказался единственным украинским гржданином, который в этом поезде приехал. С тех пор больше никто не интересовался содержимым моих карманов

  1. Я бывал на Гайдуке в Санкт-Петербурге и не впечатлился. Расстроили задраные цены и отсутствие нормального места.

    1. Бывает и такое, я в разных местах выступаю и не все выступления организую сам. Но всё же хотелось бы задать два вопроса:
      1) "Задранные цены" — это сколько?
      2) Где именно это было?
      Ответы помогут мне в дальнейшем избегать таких ситуаций.

      1. Это было в кафе Freedom for people, и мне банально не хватило места. А билет я покупал за 1000 рублей у питерского знакомого. 1000 рублей это слишком, за 1000 рублей рок-группы топовые играют перед тобой. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 3 =