Быть ли шхуне «Запад»? Ветеран призывает «всем миром» решить судьбу символа порта Архангельск

 Фото: Олег Комиссаров

Руководство Северного морского музея пока не заявляло о всенародном голосовании.

В августе 2016 года Архангельск лишился одной из своих достопримечательностей – шхуны «Запад». Установленный к четырёхсотлетию Архангельска в 1984 году, почти за 33 года стоянки на Красной пристани парусник успел стать символом северного парусного флота, хоть и построен был в Финляндии, а принадлежал изначально эстонской судоходной компании. Тем не менее, при отсутствии иных символов архангельского парусного судостроения и судоходства, до своего разрушения вызывал интерес у архангелогородцев и гостей города.

Наблюдая неугасаемый интерес самых разных представителей архангельской общественности к дальнейшей судьбе шхуны «Запад», мы постоянно писали о процессах, происходящих вокруг неё и её славного имени в последние годы. Так, весной 2017 года была опубликована большая статья от наших многолетних партнёров, краеведческого журнала "Известия Русского Севера" "Памятник архангельским корабелам: о замене шхуны «Запад» линкором XVIII века «Слава России»". 

И вот сегодня мы представляем ответ-мнение на эту статью от ветерана Архангельского тралового флота с полувековым стажем, капитана дальнего плавания, Владимира Петровича Лупачева. Материал опубликован в № 7-8 "Известий Русского Севера" за 2017 год (ссылка на полную версию журнала, как обычно, обнародована после публикации). Как видно, людей продолжает волновать судьба "места силы" Архангельска на Красной пристани. Но спросят ли в итоге их мнения?..

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Забытые обещания: на месте шхуны «Запад» в Архангельске появится неизвестно что

С интересом прочёл в журнале статью «Что будет на месте шхуны «Запад»? (№ 1–2, 2017). В чём-то согласен с автором Д.С. Куклиным, а в чем-то нет. Несомненно одно, что вместе с учебно-парусным судном «Запад» город потерял частичку своей морской культуры и истории. Ведь на нём начинали свой путь в профессию моряка и рыбака многие тысячи курсантов и студентов Архангельска и морских учебных заведений СССР. Именно на нём окончательно определялись в выборе профессии будущие мореплаватели. Вот и мне довелось в числе 50 студентов Архангельского морского рыбопромышленного техникума проверить себя в сентябре–октябре 1961 года на прочность и выносливость. Двадцать процентов поступивших испытание осенним штормовым морем не прошли и сразу отчислились. Оставшиеся молодые романтики моря продолжили учёбу и почти все стали известными специалистами. До сих пор храню воспоминания о моряках шхуны «Запад», которые делали из 14–15-летних мальчишек настоящих моряков.

В былые времена любили отдыхать в праздники архангелогородцы и гости города на Красной пристани. В дни профессиональных праздников у причалов Красной пристани стояли корабли и, чтобы попасть на судно, приходилось стоять в огромной очереди. Детей-северян как магнитом тянуло побывать на морском судне или траулере. Дух моря и морской романтики витал над городом, и они, конечно, шли учиться в морскиt учебные заведения. Шхуна «Запад» была не просто символом первого порта России – Архангельска, но прежде всего – это дань памяти мужеству многих поколений северян-поморов: полярных исследователей, моряков и рыбаков, благодаря которым наша Родина прирастала новыми северными и восточными территориями морей и островов.

Морская общественность страны уже в 90-е годы была обеспокоена состоянием судна и даже собирала по всем портам России, на флотах и в городе Архангельске деньги на ремонт. Куда они пропали – как всегда, ответить никто не смог. Старый, загнивший парусник их не интересовал, а вновь испечённые олигархи и собственники, зарабатывавшие себе миллионы за счёт приватизированной государственной собственности (общенародной!), не нашли корабельных сосен для ремонта сломанных мачт. Шхуну передали музею, а там, как известно, казна всегда пуста для благого дела! Власти негласно готовились убрать парусник-памятник с Красной пристани. Из уст чиновников областного отдела культуры прозвучало сообщение о предполагаемом демонтаже шхуны «Запад».

Такое заявление обескуражило всех горожан! Ведь первый порт России без символа – это как православная церковь без купола и креста! Нельзя такое допустить!

В 2007 году взволновалась морская общественность города, и 3 ноября на её заседании в АМУ ММФ им. В.И. Воронина присутствовавшие гневно высказывались в адрес власти. Например, Сергей Терентьев, директор парохода-музея «Прокатчик», говорил о том, что последние 12 лет со стороны хозяина – Музея северного мореплавания никакого планирования ремонта не было и ремонта не производилось. Выступали многие представители общественности, которые единодушно говорили о необходимости сохранить морской памятник, ставший символом порта Архангельск.

В результате был создан общественный совет по сохранению исторических памятников Архангельска, в который вошли представители многих общественных и морских организаций и предприятий города, ветераны. На первом заседании руководить советом избрали КДП СГМП С.С. Ястребцева. Было принято обращение к морской общественности России и жителям Архангельска – поддержать инициативу совета по сохранению шхуны «Запад» и начат сбор подписей в его защиту. Был сделан запрос в прокуратуру о собранных для ремонта деньгах, который остался без ответа. Тогда ещё можно было спасти памятник, если принять срочные меры. Но власть остаkfcmсь глуха к обращениям и призывам!

К тому времени, как оказалось, на балансе музея и отдела культуры области шхуна уже не числилась, то есть была бесхозной! Автор этих строк был избран в состав совета по сохранению морского наследия города от рыбной отрасли. Власть молчала, всё шло к полному уничтожению памятника. Были попытки неоднократного поджога, что и произошло в конечном итоге.

Ясно одно, что у нашего города – первого порта России, колыбели отечественного судостроения, мореплавания, освоения северных территорий и морского рыболовства – обязательно должен быть свой морской символ. Здесь зарождалась и Северная военная флотилия, положившая начало становлению Краснознамённого Северного флота. А каким будет этот символ – это решать совместно власти, общественности и всем жителям. Место такого памятника – однозначно только на Красной пристани!

Однако не нужно забывать, что за всеми заслугами Архангельска перед Россией стоят изначально простые северяне многих поколений, ковавших честь и славу Поморского Севера. Нельзя забывать то, что каждая вторая семья в городе в былые времена была связана с морем, мореплаванием, рыбным промыслом, судостроением, судоремонтом и портом Архангельск. Давайте незамедлительно и сообща решать эту проблему!

Журнал Известия Русского Севера № 7-8 2017 год

Комментарии:

  1. Шхуны должны ходить в море под парусами , а не стоять на цементном постаменте. Совсем сбрендили?

  2. Вроде конкурс на арт-объект на Красной Пристани уже 1 марта заканчивается. Где огласка процесса приёма работ? Это не междусобойчик минкульта — решить, что ставить в центре города! Что, всем НАСТОЛЬКО плевать на Архангельск???

  3. Капитан-то лучше всех должен был знать, что шхуна вытащенная на берег обречена. Смена среды, агрессивные ветры, грибок и т.д.. Изначально не были решены проблемы содержания деревянного здания, в виде шхуны (отопление, освещение и другие важные для сохранения памятника мероприятия, в том числе и постоянная реставрация корпуса). Не было даже придумано, чем будет жить памятник, что там будут делать. А первая гниль на корпусе появилась уже через пару лет, и…, поехало. Но, впрочем, кто мешает капитану начать сбор средств с себя, если уверен, что какой-нибудь новодел будет способен простоять хотя бы лет 100.

    1. Если бы ты умел не только читать, но и ПОНИМАТЬ, что читаешь, ты бы понял, что ветеран призывает к созданию морского символа порта Архангельск. И это не обязательно "Запад"!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − восемь =