Порывы ветра истории или приговор запрещённому в кинотеатрах РФ фильму «Смерть Сталина»

 Фото: tvbesedka.com.ua

И приговор это имеет мало общего со сталинской эпохой.

Сегодня, 5 марта, исполняется 65 лет со смерти Иосифа Сталина. Как известно, фильм «Смерть Сталина» в России запретили к показу в кинотеатрах за считанные дни до премьеры. И запрет этот постарались выполнить неукоснительно — когда картину начали, было, показывать в московском кинотеатре «Пионер», туда пришли полицейские, и все дальнейшие попытки проката после подобного инцидента были прекращены.

Всё это серьёзно контрастирует с фильмом «Матильда», о котором мы писали в октябре прошлого года. История с «Матильдой» в сухом остатке получилась неприятной — скорее всего, шумиха вокруг посредственной мелодрамы была организована ради пиара, но «самый ожидаемый фильм года» от Алексея Учителя пока даже не сумел окупиться. Громкие заявления политиков и общественников, эксцентричные акции противников фильма так и не смогли привлечь к картине должного внимания зрителя…

Правда, у фильма был действительно впечатляющий медийный успех — рецензии на него писали все, кому не лень, стремясь передать собственную точку зрения на увиденное. «Смерть Сталина» на широкие экраны так и не вышла, но эта работа заслуживает рецензии гораздо больше, чем творение Учителя. Мы не могли пройти мимо политической комедии, которая на поверку оказалась вовсе не комедией. Вот рецензия на неё.

Ошибка в жанре

Именно так можно охарактеризовать то, что произошло с определением кинокартины «Смерть Сталина». Фильм подали, как «чёрную» британскую комедию, особенно это было заметно по трейлеру. Именно он, а это мы наверняка знаем благодаря мониторингу соцсетей и опросам неравнодушных архангелогородцев, и стал тем «пугалом», после которого в мозг обывателя закралась мысль, что фильм о чём-то нехорошем.

Между тем, по сравнению с самим фильмом, трейлер выглядит откровенно идиотским. «Смерть Сталина» это взрослая и достаточно выверенная работа. Все комические кульминации, безжалостно выдернутые из контекста для эффектной демонстрации превью, в картине тщательно готовятся и показываются в развитии той или иной напряжённой сцены.

С другой стороны, есть и такие эпизоды, которые вовсе лишены малейшего налёта комизма. Очень удачно показан маховик репрессий в действии — при помощи нехитрых приёмов удалось передать, что списки репрессированных формировались порой произвольным образом, аресты могли предпринять массовый характер, а вчерашние исполнители воли «Хозяина» сами попадали в жернова.

 

Источник фото www.kinopoisk.ru

В фильме нет никакого глумления над личностью Иосифа Сталина, которого в меру своих возможностей сыграл Эдриан Маклафлин, складывается вполне устойчивое ощущение, что его образ был навеян отчасти воспоминаниями соратников, отчасти — впечатлениями современников. Можно упрекнуть режиссёра Армандо Иануччии за излишний натурализм сцен с умирающим Сталиным, но это чуть ли не единственная претензия.

Герой и интриганы

Фильм повествует, собственно, не о смерти «Хозяина», как Сталина аутентично называют герои фильма, а о дележе власти после его смерти. Во времена, когда даже за вопрос «Если не Сталин, то кто?», можно было уехать в места не столь отдалённые, вопрос вакантности места первого лица страны стоял как никогда остро.

После всех "чисток" ближайшее окружение Сталина достаточно многочисленно. По фильму, официальным преемником при «Хозяине» числился Маленков (Джеффри Тэмбор), нерешительный человек, наименее подходящий на эту роль  Ближайщим помощником Сталина был последний "чистильщик" Берия (Саймон Рассел Бил). Но большие амбиции и определённая харизма есть и у Никиты Хрущёва, которого блестяще играет звёздный Стив Бушеми.

Источник фото www.kinokadr.ru

Между Берией и Хрущёвым разворачивается упорная борьба за контроль голосов ближайших сподвижников Сталина, которым предстоит решить, кто и как дальше будет править СССР. И Берия, и Хрущёв по отдельности хотят неких реформ, но на общих собраниях все участники Политбюро ЦК КПСС боятся публично усомниться в правильности курса «Хозяина». 

Раскрыты две интриги Берии и Хрущёва — первый стремится перетянуть на свою сторону Вячеслава Молотова (Майкл Пейлин), вернув из заключения его репрессированную жену. Но Молотов настолько подавлен системой. что это не вызывает в нём никакого прилива чувств. Зато Хрущёву удаётся взять своё напирая, что Сталин всегда выступал за единодушие соратников.

Помимо этого Хрущёв переманивает на свою сторону главнокомандующего советской армией Георгия Жукова (Джейсон Айзекс). Но тот и сам не прочь принять участие в заговоре, лишив влияния "очкастую землеройку" Лаврентия, с которым у армии начались трения после смерти «Хозяина».

Источник фото www.kinokadr.ru

На фоне прожжённых интриганов из Политбюро Жуков показан настоящим героем. Статный красавец-мужчина, ещё в полном расцвете сил невольно даёт яркое представление об образе русской военной машины в интерпретации западных деятелей искусства. Маршал не боится громко говорить то, что думает, а иногда и просто пускает в ход грубую силу. Жуков постоянно окружён верными соратниками — прошедшими ВОВ боевыми генералами и фронтовиками, с молодыми солдатами он здоровается за руку. Речь военачальника порой радует находками из русского фольклора, так, раздавая оружие офицерам-заговорщикам, он приговаривает "Наши жёны — пушки заряжёны". Участие такого героя в развитии действия очень идёт картине.

Неизбежные промахи и неожиданные находки

Не обошлось, правда, и без "перегибов". Очень нелицеприятно, с некоторым противопоставлением Жукову, показан сын Сталина Василий (Руперт Френд). В этом образе рамки приличий, к сожалению, ощутимо нарушены. Впрочем, дети Сталина вообще показаны лишь как возможности для кремлёвских интриганов упрочить свои позиции, после развязки их судьба окончательно перестаёт напоминать путь отца.

При этом радует изображение сути управления тогдашним СССР. И сейчас довольно популярен противоречивый лозунг 90-х "Завершим реформы так — Сталин, Берия, ГУЛАГ!". В фильме СССР на пороге реформ. "Работаем по новым спискам!" — говорит своим приспешникам Берия. По новым спискам идут аресты, и вскоре осуждённые у стенки выкрикивают прямо в дуло пистолета "Да здравствует Сталин!". Выстрел… А к концу фильма собравшиеся у трупа Берии соратники сжигают и его, но "реформы", похоже, не завершаются даже после смещения Хрущёва Брежневым, о чём говорится в самом конце фильма.

Источник фото tvbesedka.com.ua

И, наконец, про ветер истории. Нет смысла повторять цитату-исходник, но, похоже, тот самый ветер действительно задул. В "Смерти Сталина" есть очень красноречивая сцена — находящийся под давлением соратников Берия начинает грубо шантажировать их, говоря, что на каждого есть данные, каждый так или иначе принимал участие в репрессиях вместе со Сталиным, все они несут коллективную ответственность… Да и сам Маленков при просьбах Хрущева одобрить ликвидацию Берии колеблется — "Он один из нас".

Но каков же приговор? «Смерть Сталина» — это картина не о Сталине и не об СССР. Этот фильм, прежде всего, показывает извечную борьбу людей за власть, и показывает достаточно хорошо, давая зрителю отдохнуть от жестоких сцен комическими эпизодами. Работа могла бы состояться и в других декорациях, с названием, скажем, «Смерть Цезаря», тем лучше, что иностранцы неожиданно выбирают советскую историю для фильма, уже заработавшего несколько авторитетных наград в области кино. Впрочем, смотреть или отвернуться, обсуждать или осуждать — свободный выбор каждого, и не стоит лишать его зрителей картины, как потенциальных, так и состоявшихся.

Комментарии:

  1. В фильме отсутствуют либералы и навальнисты. В фильме отсутствует очернение Иосифа Виссарионовича. Любо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 4 =