«Открытая, свободная и меняющаяся»: Василий Ларионов рассказал о принципах развития Поморской филармонии

 Фото: НД29

Директор культурного учреждения говорит о его лидерских амбициях в музыкальном мире Архангельска.

Более года прошло с публикации интервью «Ломать мы ничего не будем» с новым директором Поморской филармонии Василием Сергеевичем Ларионовым. Спустя время Василий Ларионов сам пригласил нас поговорить о переменах в учреждении культуры под его руководством. Вот что из этого получилось.

Во время нашей встречи в сентябре прошлого года, по случаю начала концертного сезона, Вы не стали отвечать на вопрос об итогах своей годовой деятельности на посту директора, так как финансовый год ещё не прошёл. Думаю, теперь Вы можете легко рассказать о достижениях и том, что не удалось?

Давайте я разложу свой ответ на несколько составляющих. По смысловой части у нас получилось лучше, чем планировалось заранее. Так, планируя мероприятия в честь 80-летия филармонии, мы заранее не знали о некоторых событиях, например, что приедет No Smoking Orchestra, и Пасхальный фестиваль будет проходить именно в таком формате единения славянских культур — Белоруссии, России, Сербии, Украины… Некоторые крупные события мы тоже не предвидели, ибо жизнь порой опережает планирование. С точки зрения творческой, всё это достаточно сложно, пока не возникнет какая-то идея — надо, прежде всего, ловить её, а не объявлять о ней заранее!

Подобный проект у нас будет в мае. Это норвежцы, из Тромсё, они показывают немое кино в сопровождении музыкантов. Позвонили совсем недавно, я сходу согласился, и вот 5 мая норвежско-русский коллектив будет играть.

У нас очень хорошо идёт работа финансовая. К примеру, с декабря по февраль этого года был самая успешная зима по посещаемости и прибыли за всё то время, когда велась статистика этих процессов! Вот ещё некоторые статистические данные. Стало на 20 % больше концертов, 312 концертов у нас было в 2017 году. Стало на 10 % больше зрителей, а именно 51 000 зрителей в прошлом году. Состоялось 26 концертов с участием исполнителей-иностранцев из Германии, Франции, Польши, Италии, Испании, Литвы, Швейцарии, Израиля, США, Армении, Грузии, Украины… Наши музыканты побывали с гастролями в пяти странах — Норвегии, Швейцарии, Эстонии, Германии и Люксембурге! Разные артисты с разными составами… Сейчас мы стали гораздо активнее продавать билеты на концерты через Интернет, это заработало, как мы и хотели — 30 % всех наших билетов покупается там. То, что многое уходит в онлайн — это очень здорово, зачем нашему слушателю лишний раз идти в Кирху, если можно зайти на её сайт и купить билеты там? Прогресс определённо есть. Помните, мы с Вами говорили о планах довести объём самофинансирования до 45 %? Пока у нас получилось 43 %, а было 39 % — то есть мы всё равно очень активно приближаемся к самоокупаемости! При этом в прошлом году сложилась тяжёлая ситуация, общее финансирование культуры было немного сокращено, мы удержали прежний уровень концертов и зрителей, и самоокупаемость тоже выросла.

15 декабря прошлого года было проведено мероприятие к 80-летию Архангельской области. В итоге Виктор Петрович Панов подверг его критике, помните этот момент? Критика касалась и части, за которую отвечала филармония?

Да. Касалась. Ни в коем случае не могу сказать, что к этому не причастен. Мы выступали организаторами этого, и, я считаю, организовали всё профессионально. Поморская филармония, по сути, была исполнительным продюсером этого концерта — финансирование, организация, договорённости, административная составляющая… Андрей Николаевич Тимошенко отвечал за контент, творческое наполнение. Он был режиссёром, постановщиком и художественным руководителем концерта. Я соглашусь с тем, что кто-то имеет полное право сказать, что ему не понравилось, как был концерт организован. Но мы были ограничены определёнными рамками. Без официальной части никуда было не деться, церемония награждения «Достоянием Севера» тоже была необходима. Концерт от всего этого немного растянулся, и от этого возникли вопросы. Будь это просто праздничный концерт, мы бы сделали всё по-другому. Но мы понимали задачу, которая перед нами стоит и масштаб, который был. А Виктор Петрович имеет полное право сказать, что думает, с высоты своего опыта организации подобных мероприятий. Мы знаем, что было не совсем так, как было задумано, и знаем, где можно было сделать лучше.

Что Вы можете сказать о своих планах на 2018 год, как на недавно объявленный областным Минкультом «Год музыки»?

Во-первых, мы можем привлечь внимание к музыкальным организациям, здесь, на севере. В том числе, внимание органов власти. Такой тематический год несёт от власти и особый контроль, и особые поручения, связанные с музыкой. Для слушателя это тоже важно, слушателю надо подавать многие вещи в красивой, удобной, понятной и привлекательной упаковке. При этом я уверен, что для нас это не будет официозным мероприятием, а в конце года мы банально расскажем о проведённых мероприятиях. Кроме того, не хотелось бы делать его местечковым, чтобы филармония делала что-то своё, а музыкальный колледж своё, и так далее… Пусть это будет год не «государственной» музыки, а всей музыки. Все сферы, направления, жанры могут и должны в нём участвовать. На мой взгляд, одним из ключевых моментов «Года музыки» хотелось бы сделать «Ночь музыки».

Вопрос с её организацией повис в воздухе?..

Нет, не повис, но мы пока сами не до конца понимаем, что это такое. Все знают библионочи, ночи музеев, ночи искусств… Но вот «Ночь музыки» до этого проводилась только в Екатеринбурге. Огромное мероприятие, сто площадок, десятки коллективов в одну ночь выступили по всему Екатеринбургу. Хочется сделать подобное и в Архангельске. Чтобы на одной площадке играли классику, на другой выступал народный коллектив, тут джаз, там хип-хоп… И всё за одну ночь!.. Я пока не могу сложить это всё в общую картину, а должен, ведь именно мы хотим выступить инициаторами мероприятия, управлять процессами его организации. «Ночь музыки» хотелось бы провести 23-24 июня, чтобы это была полноценная белая ночь, одна из ночей, происходящая в одно время с днём города, с фестивалем уличных театров… Если идея приживётся, хочется сделать «Ночь музыки» ежегодной в масштабах Архангельской области. Хочется объединить всех исполнителей, и есть идея занять разные площадки нестандартными коллективами. Скажем, классику играют в «Колесе», а в Кирхе выступает что-то совсем другое… Но в Архангельске много музыкантов, музыкальных тусовок, слушателей… Как бы всё это объединить? Придётся много работать. Мы назвались «музыкальным сердцем» Архангельской области, но нельзя об этом только сказать, надо постоянно подтверждать статус.

Вы хотите выводить Поморскую филармонию в лидеры музыкальной жизни Архангельска?

Да, конечно. Нельзя сказать, что мы должны быть лидерами, например, по количеству проведённых мероприятий. Нужно поставить перед собой амбициозную задачу, но в то же время, не стремиться к монополии. У нас есть академичность, а это корневая часть любой музыки. У нас есть желание этим заниматься, команда настроена на то, чтобы уйти от «чистого» формата камерной академической музыки, и заниматься не только им. У нас есть амбиции создать симфонический оркестр, как центр музыкальной жизни Архангельска. Он, как пылесос, соберёт в себя всех музыкантов Архангельской области, которые в этом оркестре могут играть! Потом этот оркестр сможет формировать вариативные составы. Ещё мы хотим устраивать концерты, в том числе приезжих коллективов, на разных площадках. Ведь филармония — это не только Кирха, это концертная организация! При этом мы свободные и открытые для любого музыкального сотрудничества. Когда к нам приходили студенты музыкального колледжа, они спрашивали, как описать филармонию в двух словах. Я сказал — открытая и свободная. И меняющаяся. Для меня эти три принципа, являются, наверно, основными.

Вы в курсе основных музыкальных процессов, которые идут в городе сейчас? Что происходит, например, в музыкальном колледже, на коммерческих площадках…

Стараюсь, потому что считаю это важным. Имея, как Вы говорите, лидерские амбиции, мы не можем не знать, что происходит вокруг. Надо понимать, чем люди занимаются, какие у них проблемы, трудности… Мы даже готовы иногда, в меру своих сил, помогать решать какие-то проблемы. Например, порой позволяем выступить на нашей площадке бесплатно – если люди не могут позволить себе сделать это иначе… Лидерство должно заключаться и в помощи, об этом забывать никогда нельзя!

Безусловно, ведь лидер – это не диктатор, и даже не начальник…

Разумеется! Лидерство может быть по-разному трактовано, и я его трактую в Вашем понимании.

А если кто-то из не менее достойных претендентов заявит о собственных лидерских амбициях, какова будет Ваша реакция?

Это будет просто здорово! У нас включится амбиция сделать какие-то не менее интересные мероприятия. Все – лидеры в своём направлении, мы не претендуем на доминирование, хотим только объединять и создавать что-то совместное. Музыкальные сообщества немного замкнутые, а нам-то хочется быть немного над этим, иногда помогать, какие-то моменты продюсировать и главное, работать всем вместе.

В сентябре вы заявили о том, что проведёте пять фестивалей — кроме большого Пасхального фестиваля и «Похвалы Органу» добавили новогодне-рождественский фестиваль, «От рождества до рождества», летний фестиваль «Музыка белых ночей» и молодёжно-музыкальный фестиваль… Как выполняется этот план?

Уже прошло три из них, ещё два на подходе. «Похвала органу» состоялась в сентябре, с декабря по январь был фестиваль «От Рождества до Рождества» (от католического до православного). Совсем недавно, в январе-феврале, прошёл молодёжный фестиваль «Forever Young Classic». На подходе Пасхальный фестиваль, и в июне — белый фестиваль, над которым мы сейчас работаем. Надеюсь, «Ночь музыки» станет частью этого фестиваля. Мы хотим строить фестивальную историю, потому что любая уважающая себя музыкальная организация без фестивалей ничего собой не представляет. Фестиваль — это визитная карточка и бренд. И если всё грамотно подать, то это работает. Наш успех минувшей зимы связан, в первую очередь, с фестивалями. «Упаковав» серию концертов в фестиваль, мы получили колоссальный приток публики. С молодёжью получилось очень классно, буквально вчера подводили итоги, люди массово приходили смотреть на молодых исполнителей. А Пасхальный фестиваль — наше флагманское мероприятие.

Действительно, в музыкальных кругах Архангельска только и разговоров, что о концерте No Smoking Orchestra с Эмиром Кустурицей. Многие мои знакомые, правда, хотели бы пойти на концерт, но говорят, что билеты им не по карману…

Все говорят, и я готов на это ответить, цена на Кустурицу действительно не самая маленькая, но мы его привозим совершенно на свой страх и риск! У нас нет на это мероприятие никакой субсидии, перед нами стоит задача — просто окупиться! Предстоит привезти целую банду, двенадцать человек, всем им обеспечить проезд, проживание, гонорар, рекламу… В общем, это минимум, который можно позволить только для того, чтобы это случилось!..

Во время нашей прошлогодней беседы Вы говорили, что для Вас, как для директора, важно соблюсти баланс заботы о коллективе и заботы о публике — получается?

Надеюсь, что да. Почему? Публика наша никуда от нас не ушла. Все люди, привыкшие к типовым форматам филармонии, остались. Коллектив развивается. Камерный оркестр вошёл в состав филармонии, причём все их концерты с тех пор проходят с аншлагом. Я хотел добавления новых форм, новой публики — и это тоже происходит. У нас есть сейчас открытая библиотека, совершенно новый формат. Но ведь туда уже ходят те, кто не посещают концерты! У нас недавно выступал кинокритик Антон Долин, я смотрел в зал, а там молодёжь, творческая интеллигенция, ребята, которые между собой общаются. Эти люди не ходят на концерты, но они пришли к нам на Долина, увидели Кирху, посмотрели афиши, возникла коммуникация… И мы будем продолжать работать в новых форматах, чтобы кого-то, возможно, переводить и на классику. В отношениях с музыкантами я стараюсь чётко держать границу между советом и навязыванием, управлением и доминированием… Есть ряд проектов, которые делаются с музыкантами в плотной связке, к примеру, «новогодний синематограф». Тогда мы очень хорошо работали с дирижёром Виктором Воробьёвым, удалось из этого концерта сделать законченный, мощный продукт.

Как камерному оркестру работается в филармонии после слияния?

Я думаю, очень хорошо. Главный показатель — аншлаги. Думаю, оркестр очень рад такому вниманию к себе. Это — базовый коллектив филармонии. Я специально изучал опыт других филармоний, в первую очередь, западных — и там всё строится вокруг оркестра. Мы упростили многие процедуры, появились общая рекламная, ценовая, билетная политика… Им стало гораздо проще. Чаще стали приглашать интересных солистов к себе, появилась интересная творческая коллаборация.

На премии «Золотое Колесо» удалось спросить у Александра Васильевича Мезенцева, почему не сложилось сотрудничества с филармонией в плане детских рок-абонементов, он говорил об организационных и финансовых сложностях…

Был разговор, и очень хотелось, но я до сих пор не теряю надежды! Во время переговоров и у нас, и у Александра Васильевича были определённые сложности. В итоге решили повременить. Зато с Тимом Дорофеевым всё сложилось. Джазовые абонементы замечательно идут! Концерты проходят с аншлагами, приходится их повторять. 40 билетов для детской группы раскупаются влёт. Сотрудничество с «Колесом», надеюсь, тоже всё-таки получится. Рок-абонемент — это будет очень классно, я точно знаю, что есть дети, которые не так сильно интересуются джазом и классикой, как роком.

Что ж остаётся пожелать Вам удачи в этом и других делах. Спасибо за интервью!

Комментарии:

  1. Интересно было бы прочесть интервью Петровича от того же автора. Главный наш театрал в 2015 году так прыгал вокруг губера, видимо, в министры метил. А теперь что? А теперь на нары его посадят скоро за злоупотребления. И правильно — нечего город было предавать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − четыре =