Вернули свой 1987-й: ветераны архангельского рока вновь собрались «Под танком в 6»

 Фото: Григорий Аншуков

Это уже третий слет с 2011 года.

Субботний вечер 23 июня в архангельском клубе «Колесо» проходил с особенным колоритом. Все столики оказались забронированы заранее, а сидели за ними сплошь люди бывалые — именно этим эпитетом точнее всего можно обобщённо охарактеризовать собравшихся. И это неудивительно: в ту июньскую субботу «Колесо» принимало третий съезд ветеранов архангельского рок-клуба с характерным названием «Под танком в 6».

Славная история

«Под танком» — именно такое сленговое название носило официально безымянное кафе под рестораном «Полярный», ставшее местом тусовки неформальной молодёжи Архангельска 80-х годов прошлого века. Как нетрудно догадаться, на название оказал влияние стоявший рядом английский танк «Марк» времён интервенции и гражданской войны.

«Все, что создавалось в неформальной среде — музыка, стихи, картинки всякие, самиздат — передавалось из рук в руки здесь. Здесь узнавали о месте и времени полулегальных концертов и назначали встречи. "Под танком" можно было даже узнать, как стопроцентно закосить от армии» — вот что пишет один из непосредственных участников событий.

"Облачный край", 1987 год, ДК "Красная Кузница".

Тут надо сказать, что Архангельск было одни из самых заметных оплотов рок-культуры на территории СССР, даже если оставить за скобками группу ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, которая в одиночку оказала серьёзное влияние на отечественную рок-музыку. Несмотря на давление со стороны властей, более-менее регулярно проходили концерты, в городе с середины 70-х годов имелось рок-объединение («Ритмы века», позднее «Норд»), со временем переросшее в рок-клуб, выходил самиздатовский журнал «Северок»… Наиболее заметным мероприятием, по мнению широко известного музыкального критика Артемия Троицкого, стал пятый рок-фестиваль, состоявшийся в «Краске» (ДК «Красная Кузница», ныне «Соломбала-АРТ»).

Билет на рок-фестиваль 1987 года.

Вот что писал Троицкий в «архангельской» главе книги «Рок в СССР»: «Настоящим праздником стал для архангельских рокеров V рок-фестиваль, проходивший 28 февраля — 1 марта 1987 в ДК завода "Красная кузница" — новом доме возрожденного рок-клуба. Открытием фестиваля стал джаз-роковый БЛЮЗ-ИНСПЕКТОР, организованный музыкантами СЦЕНЫ И. Кошкиным и К. Лапшиным. Многим запомнилось яркое хэви-шоу АУТОДАФЕ, выступившего в составе: Алексей Булыгин (лидер-гитара), Дмитрий Леонтьев (ударные, ныне вокал), Андрей Карельский (вторая лидер-гитара, ЛАБОРАТОРИЯ) и Андрей Лукин (бас, ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД, СЦЕНА, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ). Самым сильным был музыкальный блок с легендарным ОБЛАЧНЫМ КРАЕМ и не менее легендарной АЛИСОЙ. Для ОК это было первое и, пожалуй, самое удачное во всей их истории выступление. После V фестиваля для архангельского рок-клуба наступили золотые дни…»

"АлисА" в Архангельске, 1987 год, ДК "Красная Кузница".

Но годы шли, времена менялись, на смену прославившим себя рок-группам приходили новые, несущие следующим поколениям уже другие музыкальные идеи. Кафе «Под танком» перестало быть центром притяжения неформалов, а потом и вовсе закрылось…

Однако многие участники тех, без преувеличения, исторических событий всё ещё живы. В 2011 году в клубе «Колесо» состоялся первый ностальгический слёт тусовщиков «из-под танка»,в 2013 году прошёл ещё один, и вот благополучно завершён уже третий.

Собрать старых музыкантов вместе (а многие сейчас живут в разных городах), да ещё и организовать их выступления — задача очень сложная, и первый раз выполнена она была во многом благодаря Игорю Макарову. Этот главный идейный вдохновитель первого фестиваля «Под танком» уже очень давно живёт в США, и в этот раз не смог приехать. Старые товарищи о нём, однако, не забыли — на сцене рядом с живыми музыкантами весь концерт стояла ростовая картонная копия улыбающегося Макарова с гитарой в руках.

Весёлое начало

Честь открыть «Под танком» была доверена ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ. Этот своеобразный коллектив помимо длинной истории может похвастаться любопытным сценическим приёмом. В нём сразу два вокалиста и гитариста со своими песнями, Алексей Верёвкин и Андрей Хабаров. По ходу выступления каждый из них успевает как побыть фронтменом, спев свои песни у микрофона, так и побарабанить «в тылу»: музыканты просто меняются местами. С 2016 года старинной группе на помощь пришли молодые силы в лице перспективного архангельского музыканта Ярослава Вареника из метал-группы Freiheit.

— Я увидел в Интернете объявление, что человеку нужна старая советская гитара, а у меня как раз валялся дома раздолбанный «Турист». Человеком этим был Алексей Верёвкин, мы с ним договорились обменять гитару на три литра домашнего сока. А когда встретились, он спросил, не знаю ли я заодно гитаристов каких-нибудь, чтобы в группе поиграть. Ну я и сказал, что сам играю на гитаре, с тех пор с ними — рассказал нам 20-летний Ярослав довольно незамысловатую историю своего попадания на фестиваль старого архангельского рока.

Во время выступления ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ на сцену под бурные аплодисменты поднялся старейший архангельский рок-н-ролльщик Михаил «Майкл» Милославцев начавший карьеру ещё в конце 60-х годов прошлого века. В беседе с нами Майкл затруднился ответить, когда именно он выступал в прошлый раз. К огромному сожалению, из-за недавно перенесённой операции 70-летний музыкант не смог сам петь свои песни, тут ему помогли голоса ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ. Милославцев же лихо играл на губной гармошке, по меткому выражению коллег, «как никто не сыграет».

ГРУППУ ЗДОРОВЬЯ сменила АНФИСА. Это был первый концерт легендарного коллектива в Архангельске за довольно долгое время. В «Колесе» АНФИСА выступила без духовой секции, зато полнее раскрылся талант бессменного лидера группы Максима Данилова создавать шоу и дарить себе и окружающим мощные заряды хорошего настроения.

Мушкетёры тридцать лет спустя

После АНФИСЫ выступила группа НИНА НЕОНА, творившая на переломе тысячелетий. Стоит отметить игру одного из основателей НИНЫ, Дмитрия Прасолова, ещё одной живой легенды Архрока, переигравшей в таких коллективах, как ЦЕРБЕР, ЛА ШУ, ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА, ТАЛАЖСКИЕ БЛОНДИНЫ и другие. Завораживающий женский вокал Анастасии Беляевой вкупе с приятным саундом просто не могут оставить равнодушными людей, любящих хорошую музыку.

Далее перед зрителями появился, по выражению того же Троицкого, «живой хардовый символ архангельского рока» СВЯТАЯ ЛУИЗА, что отрадно, группа до сих пор живее многих оживших в тот вечер патриархов, и всё так же в силах порадовать слушателей качественными инструментальными «запилами».

Затем на сцене «Колеса» стало очень тесно, так как туда пожаловал СВОДНЫЙ ОРКЕСТР ТАНКИСТОВ ТЫЛА, состоящий из легендарных архангельских музыкантов целой обоймы групп. За гитары взялись Алексей Булыгин (АУТОДАФЕ, ТАЛАЖСКИЕ БЛОНДИНЫ, КОКОБУ), Игорь Кошкин (СЦЕНА, БЛЮЗ-ИНСПЕКТОР, КОКОБУ и другие). Басисты по ходу выступления менялись — на первых инструментальных композициях и песне «Дай мне крылья» играл Дмитрий Прасолов, бессмертный хит АУТОДАФЕ «На берегу реки Агдам» помог исполнить Сергей Кустиков, а песню «Мерседес-Бенц» — Андрей Корельский (АУТОДАФЕ, КАМЕРА, КОКОБУ), он же её и пел. Ещё одним вокалистом на время побыл барабанщик Дмитрий Леонтьев (АУТОДАФЕ, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС и многое другое). Вокалистка группы ТОР Светлана Смирнова исполнила кавер на песню Дженис Джоплин. Кроме того, в выступлении принимали участие клавишник Александр Бахматов (ЦЕРБЕР) и саксофонист Виктор Хабаров, один из лучших (если не лучший) в Архангельске.

— Я не считаю это ностальгией — подчеркнул после концерта Игорь Кошкин — Ностальгия — это когда «сидят старики-камикадзе, вспоминают минувшие дни», а мы с друзьями общаемся постоянно, хотя уехал я из города ещё в 1987 году. Живу и работаю в Вологде, музыку играю в свободное от работы время, но реггей, даб, попсу, а рок — только в Архангельске!

В конце — АПОКАЛИПСИС!

Последняя часть концерта, как это часто бывает, была посвящена тяжёлой музыке. Вслед за СВОДНЫМ ОРКЕСТРОМ выступила метал-группа ТОР, исполнившая свои старые песни конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века. Несмотря на то, что с начала концерта прошло немало времени, жёсткие гитарные запилы ТОРА с резким женским вокалом Светланы Смирновой старые товарищи поддерживали с неугасаемым энтузиазмом.

— Над организацией этого сбора начинали работать ещё в конце февраля — рассказал после концерта участник ТОРА Аркадий Медведев — Обзванивали друзей, договаривались о встрече, потом искали репетиционные точки для заявленных коллективов… В итоге те, кто откликнулись, поучаствовали в концерте. Люди занимались не день и не два, чтобы выступить сегодня. Были те, у кого по разным причинам не получилось встретиться, изначально планировалось выступление большего количества коллективов… Главной задумкой было — собрать старых музыкантов, чтобы они вспомнили, что могут, воспряли духом, и это, как мне кажется, вполне удалось. Тем более, теперь мы живём в разных городах, а такие концерты объединяют — замечательное времяпровождение! А деньги с входных билетов мы передадим семьям наших уже ушедших товарищей-музыкантов.

Завершил же концерт коллектив с амбициозным названием АПОКАЛИПСИС. Группа была создана в 1990 году, но с тех пор претепела довольно заметные изменения в составе. При этом песни из её репертуара были написаны ещё в 80-е, но в силу различных причин впервые прозвучали чуть ли не тем летним вечером 2018 года. «Когда вы вовсю играли, я только учился в музыкальном колледже» — немного смущенно обратился к коллегам вокалист АПОКАЛИПСИСА Евгений Плотников. Годы учения и творческий процесс под влиянием мэтров явно не прошли зря — АПОКАЛИПСИС, конечно, реальный конец света не устроил, но завершил концерт мэтров архангельского рока, став на нём настоящим хедлайнером.

Ближе к ночи действо завершилось. Впрочем, выступлением встреча старых архангельских рокеров не ограничилась: на их страницах в соцсетях через пару дней можно было увидеть трогательные фотографии проводов музыкантами старых товарищей, которые ныне уже не живут в Архангельске… Хочется верить, что рано или поздно старые друзья соберутся вновь — ради искусства и общения.

Комментарии:

  1. Я надеюсь современные рок-музыканты смогут так же мастерски плевать на современную власть как это делали они на советскую? Или слабо? ;-) Будут требовать"перемен" как в советские годы? Или они сейчас комформисты и ни разу не протестуют против дибилизации населения и той политики нынешней власти в России? Если так, мне жаль. Вырождаемся.

    1. Да многие из нынешних музыкантов примкнули к навальнистам или треш-шапито. Достаточно фото с митинга посмотреть. Музыканты вообще-то никогда не отличались политической мудростью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 3 =