«Сумасшедший киноопыт»: иллюстрированный рассказ о фестивале КеноVision

 Фото: Олег Комиссаров

В 2018 году это мероприятие проходило в таинственном Лекшмозерье.

Не далее как два года назад наше издание уже писало в красках о фестивале Vision, в то время имевшем постоянную резиденцию в деревне Звоз (Холмогорский район). Организатор мероприятия Анатолий Конычев уже тогда пророчествовал о скорой смене формата мероприятия путём воплощения в жизнь идеи о создании по образцу и подобию ЗвозVision кинолагерей в разных районах Архангельской области.

Первый такой кинолагерь под характерным названием ПинегаVision в Верколе состоялся буквально через год. К сожалению, все внимание НД29 тем летом было сосредоточено на фестивале «Тайбола». Но в 2018 году «Тайбола» вновь взяла паузу, а на концерте The No Smoking Orchestra удалось вдохновиться предварительной программой нового Vision, деталями которой поделился Анатолий Конычев. Так что прошлую неделю мы без лишних раздумий посвятили путешествию в мир кино.

Творческая мастерская

В 2018 году фестиваль получил название КеноVision, так как развернулся на территории Кенозерского национального парка. Около сотни участников «Вижена» (актёры, художники, режиссёры, фотографы…) отправились в так называемое Лёкшмозерье — озёрный край на самой границе Архангельской области и Республики Карелия. Группа разместилась на базе отдыха в малонаселённой деревне Масельга, что в переводе с финского «земляная гора». Часть киношников поселилась прямо на вершине масельгского холма, откуда открываются поистине сказочные виды.

Но место проведения фестиваля примечательно не только из-за природных красот. Неподалёку от Масельги находится Беломоро-Балтийский водораздел — Масельгская гряда разделяет два разноуровневых озера, Масельгское и Вильно. Первое из них относится к водосборному бассейну Атлантического океана, второе — Северного Ледовитого! По значимости это место, без преувеличения, соперничает с Экватором.

Кроме того, участники получили уникальную возможность обратиться к истории Лекшмозерья и его жителей. Многие осмотрели две старинные церкви XIX века — каменную Петра и Павла в деревне Морщихинская и деревянную Александра Свирского на Хижгоре.

Интересно, что на водном пути к отреставрированной водяной мельнице на Кулгум-ручье, некогда принадлежавшей крестьянам деревни Гужово, можно было увидеть деревянные скульптуры сказочных персонажей, сделанные командой "Тайболы" в июле этого года по эскизам художника Александра Менухова.

— Мы создавали эти скульптуры на винтовых сваях в рамках проекта «Отражение 2.0». Это работы, основанные на северных росписях. В росписях традиционные сказочные образы: русалка, птица Сирин, лев, леший, водяной… — рассказал организатор «Тайболы» Илья Кузубов — Наша работа в Кенозерье не закончена, уже в сентябре мы продолжим создавать арт-объекты недалеко от деревни Масельга. 

В целом же в ходе ознакомительных экскурсий и последующей работы над фильмами, деятели искусства смогли приблизиться к пониманию бытия человека на лоне северной природы и, возможно, ответили на вопрос, почему такой образ жизни до сих пор остаётся притягательным.

Специальные гости

Кинофестиваль подразумевает не только выезд на съёмки в районы Архангельской области, но и плодотворное общение со специально приглашёнными экспертами. Имеющие большой опыт в кинематографе специалисты всегда рады поделиться им со своей потенциальной сменой.

В Лекшмозерье на этом поприще особенно отличилась Ксения Баскакова, актриса, режиссёр, сценарист и продюсер, известная по режиссёрской работе над фильмом «Птица» с Иваном Охлобыстиным в главной роли. Баскакова при общении с молодыми кинематографистами постоянно напоминала, что она — эксперт и ей требуется максимум внимания. Практически все работы были досконально разобраны Ксенией «по косточкам» (не сказать разгромлены), в последний день даже прозвучало предложение переснять солидную часть материала… Именно Баскакова назвала происходящее на фестивале — «Сумасшедший киноопыт».

— Принцип привлечения экспертов неизменен — мы берем молодых талантливых режиссеров, художников, операторов и даем перенять их опыт всем желающим! Вспомните как мы привозили Юрия Быкова, а в рамках Arctic Open — и Александра Ханта! — отметил Анатолий Конычев — Что касается Ксении, то это её первый опыт участия в подобном фестивале. Несмотря на это, она четко и правильно все разобрала, что называется. "по классике".

Кроме того, на фестивале присутствовали иностранные гости — целая итало-норвежская делегация, в состав которой входила и Гёрильд Маусет, сыгравшая главную роль в фильме «Каренина и я», который с большим успехом демонстрировали в рамках внеконкурсной программы первого фестиваля «Arctic Open», состоявшегося в Архангельске в декабре прошлого года. Гёрильд рассказала десяткам молодых людей о необходимости создания правильного образа Арктики.

— Я родилась в Арктике, я живу в Арктике и работаю в Арктике — подчеркнула госпожа Маусет — Я — продукт Арктики, и я — человек во всей этой природной системе. Наша общая большая проблема сегодня, это отсутствие правильного образа Арктики. Люди во всём мире думают, что тут никто не живёт, тут только северные олени, белые медведи, какие-то одинокие полуразрушенные дома… Надеюсь, следующие пятьдесят лет Норвегия, Россия и Канада будут работать, чтобы показать, что тут есть люди, которые взаимодействуют с природой и неотрывны от неё! Вы не поверите, но жители разных концов света порой не представляют, что у нас есть дороги, больницы, университеты… Наша задача — рассказать людям, что мы здесь живём на протяжении веков, и будем жить дальше.

Звучит диковато, но это не преувеличение — иностранцы с КеноVision много путешествуют по миру и общаются с самыми разными людьми в поисках идей для нового масштабного культурного мероприятия, которое может пройти на землях Севера через несколько лет. По-человечески тёплое выступление гостей часто прерывалось аплодисментами после их слов восхищения Россией.

Практическая часть

Фестиваль имеет статус «практического», и попрактиковаться дали всем. На КеноVision одновременно работали восемь съёмочных групп. Сюжеты выбирали самые разные, в том числе, своё художественное воплощение получил набирающий обороты экопротест против создания в Архангельской области крупных мусорных полигонов.

Несмотря на упорную работу, в последний день ни одна команда не смогла представить на суд жюри готовой киноленты. Оценивать старания кинодарований приходилось по черновому материалу. В итоге предварительно лучшим фильмом стала социальная драма Алексея Мосина «Задолбали». Выбрали и худший фильм — «Свой», идея которого так, по сути, и не смогла перенестись на экран.

Мы же сосредоточили своё внимание на двух съёмочных группах, которые занялись производством клипов. Труппа архангельского театра «Табурэ» под руководством режиссёра Николая Варенцова создавала клип на песню американской инди-рок-группы Portugal. The Man – «Sleeping Sleepers Sleep». А режиссёр Вячеслав Ларионов работал над клипом для инструментальной композиции архангельского студийного проекта LOMONOIZOV под названием «Time». Проекту нет ещё и года, но в его пользу говорит обширный опыт создателя, архангельского музыканта и журналиста Вадима Рыкусова.

— Я очень давно хотел заниматься инструментальными композициями, и с товарищем по группе NINA NEONA (Кстати, НД29 писали о её крайнем концерте в Архангельске) мы даже делали инструментальный проект годах так в 2003 — 2004. И вот я решил возобновить такие эксперименты. В рок-группах я и раньше поигрывал, но на инструменталку выхожу впервые. Со Славой Ларионовым и Сергеем Жигальцовым мы собрались около года назад, обсудить некую стартовую точку, чтобы у нас было видео к музыкальному фрагменту. Так мы в итоге и пришли к композиции «Time». В будущем хочется делать музыку, которая видится мне как продукт для использования в видеоматериалах. Кинематограф это, или театр, может, какие-то ролики — уже не важно. Но в то же время, мы равняемся на тех композиторов, чья музыка самодостаточна. Не хочу себя ни с кем сравнивать, но есть Эннио Морриконе, музыка которого запоминается порой больше, чем сам фильм… Наша же работа должна быть единением музыкальной и визуальной составляющих, первым опытом станет сотрудничество со Славой и Сергеем — рассказал Вадим.

Вячеслав Ларионов признался, что это самые масштабные съёмки в его жизни. Для реализации творческих замыслов пришлось собрать внушительную группу статистов, в основном из знакомых Вячеславу художников.

— Раньше уже был опыт съёмок у Вячеслава, но в этот раз заметно, что он больше нервничает, пытается собрать из нас монолитную команду — прокомментировала одна из актрис Angie Sokolnikova (знакома нам с выставки на весеннем рок-фестивале «Оттепель») — Работа в его проектах всегда включает некий элемент мучения.

И это правда — чего стоят только съёмки людей вечером по пояс в озёрной воде с горящими факелами или хождение босиком по крапиве… Получилось ли в картинке что-то настолько же эпичное, что наблюдалось во время рабочего процесса, или нет — покажет уже итоговый результат.

Труппа «Табурэ» вдохновенно и очень дружно ставила на площадке не менее сложные сцены. К примеру десятки раз переснимали эпизод с нападением бандитов на секретаря мэра — актрису Елену Комиссарову и на пол кидали, и деньги в рот засовывали, и даже облизывали…

— Сниматься в подобных сценах — бесценный опыт. Необходимы быстрая реакция, собранность, игра, взаимопонимание с партнёрами на площадке. Мне очень повезло с командой, все довольно быстро включились в процесс, задача была поставлена четко, все старались сделать сцены максимально хорошо. И, безусловно, участвовать в подобном — очень интересно и увлекательно — уверяла Елена.

А один из кульминационных эпизодов пришлось снимать в последнюю ночь перед отъездом, когда подавляющая часть лагеря уже отдыхала, да ещё и под проливным дождём! К слову, наличествовали те же горящие факелы и массовая драка. Пусть в этот раз дублей и было минимальное количество, думается, что всё задуманное воплотилось в жизнь.

Культурная программа

Фестиваль не был бы фестивалем без заметных культурных мероприятий, обеспечивающих достойный досуг участников. Конечно же, не обошлось без кинопоказов, центральным из которых стала премьера фильма «Сказки о маме» в деревне Морщихинская (Лёкшмозеро). Там и проживает главный герой «Сказок» Василий Попов. Сельский клуб Морщихинской в тот вечер был полон — посмотреть кино о себе пришло множество жителей деревни.

Что касается участников фестиваля, то некоторые из них ради кино пошли пешком из Масельги до Морщихинской, а это более семи километров! «Сказки о маме» наглядно показали рост студии SIRIN CINEMA, фильм которой «Атлантида Русского Севера» мы рецензировали в 2015 году. О «Сказках» так же планируется подробный материал.

Помимо кинопоказов, несколько фестивальных вечеров были скрашены выступлениями группы «Шесть Мёртвых Болгар», в музицировании на Vision участвовали Александр Чулков (аналоговые синтезаторы, сэмплеры), Михаил «Карлос» (диджериду, гибрид индийской тампуры и свармандала, сихутанка, электронная перкуссия), Фёдор Багрецов (гитара) и Виктор Хабаров (саксофон). Музыку гармонично дополняло видеомэппинг-шоу от режиссёра Сергея Жигальцова: на масельгские дома и окрестности проецировались красочные анимационные изображения.

— Мы приехали ровно на столько, на сколько нужно. В первый же вечер акклиматизировались благодаря бане и озеру, и на следующий день уже выставили аппарат и сыгрались с саксофонистом. Всё выступление Саша писал на студию, которую мы привезли с собой. Так что релиз с КеноVision будет в любом случае! — пообещал нам «Карлос» — На второй день мы целенаправленно выступали вечером. В течении дня Саша «прощупал» музыкальные вкусы аудитории рандомным плейлистом. Так что вечером даже сильный дождь не помешал людям танцевать на холме. Если бы было больше времени я мог бы замутить мастер-классы по диджериду и по «интуитивному музицированию». Разумеется это условность потому что интуиция это эфемерное понятие, просто все инструменты просто, люди играли на них до изобретения нотной грамоты.

Действительно, в последний день фестиваля многие меломаны так или иначе приняли участие в танцах под ливнем в лучах видеошоу.

После всего написанного возникает приятное чувство, когда вспоминаешь, что КеноVision на самом деле ещё не закончен: впереди просмотр готовых работ и выставка художников, творивших на фестивале. Впрочем, есть смысл настраиваться на зимовку с Arctic Open и дальнейшим ожиданием Vision-2019!

Комментарии:

  1. Надо объединить все усилия и снять полнометражку про жизнь в Архангельске. Было много виженов, есть наверно уже операторы, актёры, режиссёры, опытные более или менее. А короткий метр из года в год это баловство.

  2. Мероприятие это по сути закрытое, не хватает специального "гостевого дня" не только для участников-кинематографистов но и для широкой публики. Хотя если съёмочные группы и дальше будут бросать в дебри типа Кенозерья, много желающих присоединиться всё равно не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *