Элитарное кино на задворках измерений: о показе фильма «Сказки о маме» в Лекшмозерье

 Фото: Олег Комиссаров

Удивительно, но в Архангельской области это событие осталось незамеченным.

Летом 2015 года наше издание писало о показе в Архангельске дебютного творения киностудии SIRIN CINEMA – фильма «Атлантида Русского Севера». Хотя снимался он в Архангельской области, в региональной столице его показали два раза, причём оба раза зал был полон.

Через три года появилось новое творение SIRIN CINEMA под названием «Сказки о маме», вторая режиссёрская работа Софии Горленко. Но с ним всё оказалось ещё более печально — в Архангельской области долго не организовывали ни одного показа. Ни одного, за исключением места, где, собственно, снимали картину. Впрочем, и до Лекшмозерья фильм добрался только через несколько месяцев после премьеры.

Спецпоказ состоялся как раз одновременно с проведением в тех краях фестиваля КеноVision. Естественно, заметная часть его участников отправилась на фильм, который презентовали в сельском клубе деревни Морщихинская (Лекшмозеро). Некоторые киноманы даже шли пешком за несколько километров. В клубе яблоку некуда было упасть — люди буквально сидели друг у друга на коленях. Во время довольно долгого ожидания показа в зал порой заглядывал Василий Попов — главный герой «Сказок». Но каков же сам фильм? Попробуем разобраться.

«Сказки о маме» это большое путешествие рыбака Василия Попова по просторам родного Лекшмозерья. Главный герой — человек поживший уже, возвращается на место родной деревни в сопровождении сестры и вспоминает о прежних временах, когда там ещё были люди. Довольно быстро, впрочем, родственники ссорятся. «Оделись мы по-старинному, говорим о былом, и что с того?», упрекает Василия сестра. В ответ мужчина, желающий вспомнить сказки, слышанные в исчезнувшем селении, уходит в глубь лесов, болот и озёр. Такова завязка фильма от сценариста Глеба Кузнецова.

Василия Попова ждёт долгий путь, на котором он проходит по родной земле и постепенно к нему приходят сказки о ней. По дороге происходит несколько встреч со старыми знакомыми, перерастающих в диалоги о смысле бытия и прошлом. Моментами кажется, что герой останавливается на грани реальности и чего-то большего. В конце концов, Василий приходит к некоему дому, посредством которого будто бы переносится в другое измерение.

Таков краткий пересказ сюжета картины. Но чтобы понять глубинный смысл киноработы, нужно для начала представить красоты Лекшмозерья — сравнительно небольшого, но очень самобытного озёрного края, относящегося к Каргопольскому сектору Кенозерского национального парка. В Лекшмозерье царит своя атмосфера, и не случайно — именно там расположена наивысшая точка Каргопольского района — Хижгора. В тех же краях находится и Беломоро-Балтийский водораздел — он делит местные озёра на относящиеся к бассейнам разных океанов — Атлантического и Северного Ледовитого… Для иллюстрирования статьи были использованы фотографии местных видов, сделанные в августе 2018 года.

Впрочем, все эти факты в фильме раскрываются разве что через общую «сказочность». Зато оператор Даниил Сальхов со всей ответственностью отнёсся к созданию действительно потрясающей «картинки», в полной мере передающей красоты самобытной северной природы. Удачно выбрано и время съёмок — ранняя осень, когда природа прекрасна в своём сезонном увядании. И тут же — огромные озёра, отражающиеся в них леса, узорчатые болота и причудливо выглядящие архитектурные памятники. Нечто подобное мы уже видели в предыдущей работе, «Атлантида Русского Севера», но там было больше реализма и прозы жизни.

Но ведь в отличии от «Атлантиды», «Сказки о маме» — фильм художественный. Велика в его позитивном восприятии роль главного героя Василия Попова, путешественника-рассказчика. Неспешно идёт северянин Василий по родным лесам и болотам, правит лодкой на озёрной глади, любуется открывающимися красотами, одинаково участливо разговаривает с самыми разными земляками и вспоминает всё новые и новые сказки. Сказки, звучащие в фильме — реально зафиксированные образцы фольклора Каргополья, ещё одна незаменимая частичка истории края.

При этом открывается образ главного героя для зрителя максимально серьёзно — спокойный, глубокий голос Попова рассказывает о том, что в деревни Лекшмозерья с фронтов Великой Отечественной Войны вернулись буквально единицы, после чего поселения один за другим пришли в упадок.

Почему же так произошло? Оставшись один на один с природой, человек рискует потерять себя в любой момент — ещё одна важная мысль фильма. Из сказок зритель узнаёт, что когда-то люди Лекшмозерья жили в гармонии с природой и даже потусторонними силами, с которыми могли общаться так называемые знатки. Однако постепенное запустение края привело к тому, что связи человека и природы нарушились, знатки не смогли передать свои знания представителям новых поколений и традиционный уклад оказался под угрозой разрушения.

Несмотря на многочисленные отсылки к народным поверьям, восходящим к языческим временам, в «Сказках о маме» получила развитие и христианская тема «Атлантиды». Василий Попов рассказывает о важности окрестных церквей и монастырей, которых в округе сравнительно немало. Пока стелется над озёрами колокольный звон, в этих краях не будет змей, не будет зла, считают местные жители… 

Кстати, о колокольном звоне и других звуках. Помимо впечатляющей операторской работы, фильм может похвастаться пронзительным саундтреком от композитора Марата Файзуллина. Для создания музыкального фона использовались язычковый металлофон, гусли, корнетруб и виолончель. Вкупе со звуками природы — криками птиц, ржаньем коней, шелестом листьев и плеском воды звуковой фон получился поистине магическим.

При всём при том, фильм получился в целом оптимистичным. Красота окружающего мира, неспешные истории и образы жителей Лекшмозерья способны настроить зрителя на нужный лад и вдохнуть уверенность в благополучном исходе путешествия Василия Попова. По итогу просмотра думается, что окружающий мир нисколько не враждебен для человека, нужно лишь продемонстрировать нужное к нему отношение. А бытовые неурядицы и неустроенность рано или поздно уйдут сами собой. 

Кстати, создатели обещают выложить «Сказки о маме» в открытый доступ к новому, 2019 году. Так что следите за обновлениями в их официальном сообществе "Вконтакте". Оно того стоит — «Сказки о маме» определённо стали новой вершиной творчества, покорённой командой SIRIN CINEMA. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − восемь =