История порта Архангельск, часть II: XVIII век — дорогой взлётов и падений

 Фото: arh.mk.ru

Роль Петра Великого в истории Архангельска противоречива.

Публикуем вторую часть статьи к 435-летию деятельности архангельского морского торгового порта от доктора исторических наук, члена ДКПО «Норд» Льва Борисовича КРАСАВЦЕВА.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История порта Архангельск, часть I: XVI-XVII века — центр внешней торговли России

Крупный шаг в развитии российского морского судоходства на Севере был сделан в царствование выдающегося государственного деятеля императора Петра I. Уже в молодые годы Пётр I понимал значение морской торговли для государства и принял энергичные меры по строительству собственного морского флота, т.е. стал проводить активную морскую политику.

Впервые в возрасте 21 год Пётр I прибыл в Архангельск в воскресенье 30 июля 1693 года. Царский струг из Холмогор остановился около Мосеева острова, где для царя был построен домик. В это время готовились выйти в море нагруженные товарами несколько английских и голландских судов. Пётр I решил проводить заморские суда до выхода из Белого моря, чтобы увидеть море своими глазами. Пётр на своей яхте «Святой Пётр» последовал за иностранцами. Встреча царя с морем произвела на него неизгладимое впечатление. Пётр решил дождаться прихода в Архангельск других судов из Амстердама.

В Соломбале – заречном районе Архангельска, Пётр основал судостроительную верфь и собственноручно заложил на ней морской торговый корабль «Святой Павел». Так появилось первое в России казенное (государственное) адмиралтейство. Пётр провёл в Архангельске более двух месяцев, посещал соломбальские плотбища, интересовался постройкой судов, коммерческой практикой торговых людей.

18 мая 1694 года Пётр вторично прибыл в Архангельск, а через 2 дня – 20 мая со стапелей Соломбальской верфи торжественно спустили на воду первый торговый корабль «Святой Павел».

В этом же 1694 году «Святой Павел» отправился за границу в Голландию с казенными товарами – хлеб, смола, поташ, икра, клей и т.д. Тем самым впервые русский торговый корабль с русскими товарами отправился за границу. Но начало закончилось неудачей. «Святой Павел» ушёл в рейс под голландским флагом, а в это время Голландия воевала с Францией, и судно было захвачено и конфисковано французами как военная добыча. Об этом царю доложили в 1696 году. В 1695 году в ответ голландцы в самом устье Северной Двины взяли в плен французское судно. Таковы нравы господствовали на море в то время.

Вывоз важнейших экспортных товаров через Архангельск составлял в то время государственную монополию. Царские торги продолжались до 1719 года. Количество приходящих иностранных судов в Архангельск постоянно росло: в 1693 году пришло 49 судов, в 1694 году – 40, в 1696 году – 20, 1697 году – 52, 1698 году – 54, 1699 году – 106 судов.

В 1696 году по инициативе Петра I Боярская дума приняла Указ «Морским судам быть». С тех пор эта дата считается годом рождения отечественного морского флота.

В первые годы XVIII века экономическое и политическое значение Архангельска возрастало. В 1708 году Архангельск в числе восьми городов стал губернским городом – была образована Архангелогородская губерния. С 1708 года Соломбальская верфь приступила к строительству военных кораблей для пополнения состава Балтийского флота. Строительство военных кораблей продолжалось до 1862 года.

В первые годы своего царствования Пётр I содействовал развитию внешней торговли через Архангельский порт. По его указу все экспортные грузы из Новгорода, Пскова, из центра страны и даже из Украины должны вывозиться за границу только через Архангельск. Поэтому до 1716 года шло непрерывное увеличение числа иностранных кораблей, приходящих в Архангельск. В 1700 году пришло 64 судна, в 1701 – 106, 1702 – 149, 1708 – 26, в 1715 – 230 и 1716 – 233 судна. Соответственно, возрастало количество и ценность отпускного и привозного товара.

В 1700 году привоз составил 1606580 рублей, а отпуск 3071240 рублей, в 1710 году вывоз 1713,7 тысяч рублей, привоз – 1237 тысячи рублей. Таможенные пошлины составляли до 150 тысяч рублей в год. Вывоз всегда превышал ввоз, а внешнеторговый баланс был активный, что соответствовало проводимой Петром I политики меркантилизма.

Торговля шла в основном через руки государства. Только через казну продавалась чёрная икра, клей, поташ и смола. Привоз составлял в связи с начавшейся Северной войной – оружие и предметы военного снаряжения: ружья, штыки, сабли, сера, свинец, сукно, сёдла – все это шло в Москву.

Во втором десятилетии в связи со строительством новой столицы и нового морского порта – Петербурга, политика Петра I резко меняется по отношению к Архангельску. Несомненные преимущества Балтики – близость к загранице, к внутренним рынкам, больший период навигации – всё это заставляют нетерпеливого царя перенести внешнюю торговлю России с Белого моря на Балтийское и сделать столицу главным торговым портом России. Поэтому Пётр принудительными мерами ограничивает внешнюю торговлю через Архангельск. С 1713 года Указом Петра I так называемые «государевы» товары: икру, клей, поташ, смолу, щетину, ревень, а также пеньку и юфть запрещалось возить в Вологду и Архангельск, а привозить только в Петербург.

Далее Указ 15 ноября 1717 года повелел с 1718 года две трети экспортных товаров направлять в Петербург, а только одну треть в Архангельск. Но иностранные суда по-прежнему по привычке шли в Архангельск, тем более, что на Балтике еще продолжалась война. Только после окончания войны первенство переходит к Петербургу. Указом 4 апреля 1722 года Петр разрешил в Архангельск привозить такое количество хлеба и других товаров, какое требуется только для нужд местных жителей губернии, а не «для отпуска за море». Результаты сразу сказались. В 1720 году в Петербург пришло 75 кораблей, а в Архангельск – 122; в 1722 году Архангельск посетило 60 судов, а Петербург – уже 160, а в 1725 году в Петербург – 450 судов, то в Архангельск – только 19. Произошёл коренной перелом в пользу Петербурга. Прежний всероссийский порт Архангельск уступил место Петербургу, к которому перешла торговая гегемония, ранее почти полтора века принадлежащая Белому морю.

В 1705 году в Архангельске устанавливаются буи и бакены на судоходном фарватере Северной Двины для лучшей и безопасной проводки судов. В 1721 году учреждается брандвахтенный пост. В 1720 году архангельские лоцманы подчиняются начальнику брандвахты. До этого подчинялись таможне, затем губернской канцелярии. В 1711 году в Архангельске работало 32 лоцмана, в 1736 году – 40.

В послепетровский период Архангельск постепенно приходил в запустение. Резко ограничен в 1730–1764 годах приход судов и в Архангельский порт.

Новое оживление русской внешней торговли началось в правление Екатерины II. Правительство Екатерины II поощряло развитие морской торговли.

Понадобилось 40 лет, чтобы Архангельску возвратили равноправные права в торговых делах. Только в 1760-е годы переменилась обстановка. Архангельск перестал быть помехой быстроразвивающемуся Петербургу. Правительство больше не видело смысла в административном стеснении торговли через Белое море. Императрица Екатерина II Указом 31 июля 1762 года сняла наложенные Петром I ограничения с Архангельского порта, и он был поставлен в одинаковое положение с Петербургом. Архангельский порт снова ожил. Если в 1748 году его посетило 24 иностранных корабля, в 1762 году – 42, то уже в 1772 году пришло уже 206 кораблей. Соответственно вырос товарооборот с 400 тысяч рублей в 1758 и 1759 годах до двух миллионов рублей в 1772 году.

Оживлению отпускной торговли в Архангельске способствовал подъем традиционных северных местных промыслов – сального, смоляного и других. До 1760-х годов эти промыслы отдавались на откуп царским сановникам, недобросовестным иностранцам или объявлялись казёнными товарами. Ведомость товаров, доставленных на судах в Архангельск в 1789 году: моржовые клыки; кожи бобровые, бычьи, моржовые, медвежьи, лисьи, нерпы, оленьи, песцовые; шкурки беличьи, заячьи, куньи; морошка; палтус, пух; ворвань, треска солёная и сухая; сельдь; сёмга; горох, доски пильные и мука.

В XVIII веке Архангельский морской порт становится главным российским центром организации и снаряжения первых полярных научно-исследовательских экспедиций. В 1733 году начала свою деятельность Великая Северная экспедиция. В Архангельске был снаряжён и отправлен западный Двинско-Обский отряд. Для него были построены в Архангельске два коча «Экспедицион» и «Обь». Суда отправились в плавание из Архангельска в 1734 году. Через два года командиром отряда назначается один из образованных моряков того времени лейтенант С.Г. Малыгин. А так как кочи имели низкие мореходные качества, то на Соломбальской верфи построили для отряда два палубных бота «Первый» и «Второй». Всего из Архангельска было совершено 4 плавания этого отряда. Суда отряда окончательно вернулись в Архангельск в 1739 году. Главный итог работы – первая карта большого района арктического побережья, изготовленная на основании инструментальных наблюдений.

В 1764 году Екатерина II подписала Указ об организации экспедиции по проекту М.В. Ломоносова. Командиром экспедиции был назначен капитан I ранга В.Я. Чичагов. Центром организации и снаряжения экспедиции был определён Архангельск. Для экспедиции построили в Архангельске три корабля, названные имени их командиров «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». По количеству принявших участие в экспедиции людей и по оснащению это была крупнейшая экспедиция своего времени.

В 1764 году экспедиция покинула Архангельск, ушла на Колу, перезимовала там и далее – остров Медвежий, Шпицберген, достигла широты 800661 и двинулась вдоль кромки льда. Это была первая высокоширотная экспедиция, отправившаяся на поиски северо-восточного прохода. Не найдя выхода из тяжёлых льдов, экспедиция вернулась в Архангельск. По приказанию Адмиралтейств-коллегии плавание было повторено в 1766 году, но также не смогли найти прохода на восток. Был собран большой материал о природе Гренландского моря, об истории Шпицбергена.

Летом 1766 года кормщик крестьянин вотчины Соловецкого монастыря, Яков Чиракин обнаружил на Новой Земле пролив Маточкин Шар и прошёл его на карбасе до Карского моря и обратно. В 1768 году была организована первая научно-исследовательская экспедиция на Новую Землю под руководством Ф. Розмыслова. После зимовки в Белушьей губе экспедиция вернулась в Архангельск.

В последнюю треть XVIII века Архангельск вернул себе долю былой морской славы, хотя восстановить полностью утраченные позиции во внешней торговле не мог. В конце XVIII века Архангельский порт по грузообороту занимал третье место после Петербурга и Риги. Но благополучие порта длилось недолго. В конце царствования Екатерина издает Указ, согласно которому вводится заградительный тариф против ввоза в Россию многих иностранных товаров, что отчасти носило и политический характер и связано с событиями Великой Французской буржуазной революции.

В последние годы XVIII века внешняя торговля через Архангельский порт составляла привоз 460-640 тысяч рублей, а вывоз около 2,5 млн. рублей, т.е. оборот составлял 3-4 млн. рублей ежегодно. В конце XVIII – начале XIX века внешняя торговля Архангельска стала падать вследствие отмены в 1797 году преимуществ, которыми пользовались русские купцы во внешней торговле во время правления Екатерины II. До императора Павла I для русских судов, занятых внешней торговлей, существовала протекционистская система, создавшая определённые преимущества русской внешней торговли.

В общем внешнеторговом обороте страны доля Архангельска была невелика. Так в 1802–1806 годах общий морской торговый оборот России составлял 94,9 млн. рублей. Из них на Балтику приходилось 59,2 млн. рублей, а на Белое море 3,3 млн. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =