От Вьетнама до Майдана: Михаил Козырев рассказал жителям Архангельска о музыке протеста

 Фото: Олег Комиссаров

По ходу лекции люди уходили из зала.

В столице Поморья в самом разгаре Arkhangelsk Music Weeks 2019 — буквально сегодня вечером на большой сцене Театра Драмы стартуют Дни Джаза, посвящённые 75-летию легендарного северного джазмена Владимира Резицкого. Слушателей ждёт сюрприз — в финале отыграет французская JAZZ METAL группа MORGLBL, фронтмен которой, Кристоф Годен, считается одним из лучших мастеров электрогитары в Европе. Его выступление уже стало, на наш взгляд, главным событием рок-фестиваля «Беломор-Буги». В кулуарах же Годен и его товарищи рассказали о своём отношении к парижским «жёлтым жилетам», но об этом в наших следующих публикациях. Однако давайте отмотаем время немного назад и перенесёмся в 17 октября, когда новый виток музыкального праздника ещё только начинался…

В лучшие времена фестиваль «Беломор-Буги» стартовал в Северодвинске. Там проходил концерт фестивального формата под назваием «Север-буги». К сожалению, достаточно давно эта традиция канула в лету, так как энтузиазим местных устроителей иссяк.

И тем не менее, «Беломор-Буги» нужна некая прелюдия. В этом году в рамках МьюзикВик легендарный фестиваль получил её в виде лекции «Музыка протеста» от Михаила Козырева, который в начале выступления фамильярно просил называть его просто «Миша».

Тут надо сказать, что Михаил Козырев — культовая фигура для некоторой части российской интеллигенции, не понаслышке знакомой с радиокультурой. Конечно, сейчас этот аспект развития общества уже оттеснён на второй план, но тем не менее, зал Поморской филармонии на этом мероприятии был почти полон. При том наблюдалось некоторое количество неформалов, в том числе и ещё достаточно моложавых. Всё-таки Козырев основатель "Нашего радио", где в режиме нон-стоп крутят отечественную рок-музыку. Правда, год от года на радио становится всё больше рекламы и болтологии, и всё меньше песен, но речь сейчас не об этом, да и Михаил не работает там с 2005 года.

Михаил Козырев начал свою лекцию с «постельной забстовки» Джона Леннона и Йоко Оно против войны во Вьетнаме. Параллельно талантливый лектор рассказал историю начала отношений Леннона и японской авангардистки, историю убийства легендарного рок-музыканта, поделился своими впечатлениями от личного общения с ней.

— Она до сих пор уверена, что Джон Леннон где-то рядом, она говорила мне эту фразу, причём таким чудесным нежным голосом, будто бы вселенная говорила через неё… За 40 минут интервью я в неё влюбился и понял, что у Леннона не было вообще никаких шансов… — подытожил Козырев.

Уже на этом моменте лекции стала заметна манера выступающего говорить так, будто бы именно в его устах — истина в последней инстанции. Он в крайне негативной форме охарактеризовал убийцу Джона Леннона Марка Дэвида Чепмена, и в дальнейшем не скупился на резкие и субъективные оценки тех или иных процессов.

Разумеется, за два с половиной часа лекции Козырев смог поговорить только о тех страницах музыкального протеста, которые зацепили лично его. Он рассказал, как ещё во времена работы на "Нашем радио" во время живого концерта группы ЛЕНИНГРАД в студии Сергей Шнуров матерился в прямом эфире, несмотря на предупреждения.

— Я был очень зол, это была настоящая подстава. Я подошёл и сказал "Ну всё, Серёж, за вами наряд едет уже…". Ещё никогда в истории группа ЛЕНИНГРАД не исчезала с радиостанции за такое короткое время — под смех публики резюмировал Козырев — Через три минуты уже ни одного человека не было. 

После этого анекдота Козырев показал фрагмент фильма Оливера Стоуна о группе "DOORS", где Моррисон отказался в телеэфире менять строчку песни со словом "обдолбаться", хотя его и настоятельно просили. А затем вспомнил своё телефонное интервью с клавишником группы Рэем Манзареком, который очень тепло отзывался о русской поэзии.

Лекция в целом была богата на интерактив — слушателям показали фрагменты культовых фильмов The Wall (о группе PINK FLOYD), АССА (Особо известный по яркому финалу с Виктором Цоем), "Стиляги"… Были и фрагменты концертных выступлений.

Козырев попытался показать скандальное выступление Шинейд О’Коннор на программе Saturday Night Live, в финале которого она разорвала фотографию Папы Римского, однако фрагмент чудесным образом обрезался и показа ключевого момента не случилось. Зато удалось воспроизвести видеоролик от Pussy Riot, что вызвало ожидаемое возмущение в зале. Козырев только подлил масла в огонь, заявив: "Нет более отвратительного института на земле, чем Русская Православная Церковь. Вера людей ничего общего с этим не имеет…"

После подобного состоялась короткая дискуссия Козырева с одной из зрительниц, фактически обмен мнениями, после которого женщина покинула зал, не пожелав продолжить общение с лектором в специально отведённое для этого время.

Хотя Козырев перед началом лекции много распространялся на тему того, что влюблён в рок, не смог обойти стороной самую успешную отечественную поп-группу t.A.T.u., заявив, что это был проект гениального продюсера Ивана Шаповалова, имевший оглушительный успех и не менее катастрофическое падение, "потому что количество потребялемых Ваней наркотиков неумолимо росло". Аудитория смогла увидеть выступление t.A.T.u. в The Tonight Show with Jay Leno.

Однако итог лекции Козырева получился в духе отцензурированной Вячеславом Бутусовым строчки Ильи Кормильцева "За красным восходом коричневый закат" из песни "Скованные одной цепью".

Дело в том, что Козырев в последнее время много работает на телеканале "Дождь" и его в целом антироссйиская (если говорить о государственном устройстве России) позиция ни для кого секретом не является. Поэтому под конец лекции Михаил начал предаваться восхвалениям рок-группы ОКЕАН ЕЛЬЗИ, лидер которой Святослав Вакорчук активно поддержал Майдан. В принципе, Козырев и сам занимает проукраинскую позицию, Россия для него страна-агрессор. Правда, в России лектор может выступать с такими заявлениями в госучреждениях по типу Кирхи, в Украине же позиция, отличная от официальной, может стоить жизни, как случилось с Олесем Бузиной.

Об этом можно рассуждать ещё долго, но стоит отметить, что ОКЕАН ЕЛЬЗИ как финал всей лекции и значительное место в ней, посвящённое либеральным протестам элемент скорее пропаганды, чем культурного действа, причём пропаганды враждебной, и это жирный минус для всей "Музыки Протеста". С другой стороны, хороши слова Михаила Козырева о подрастающем поколении, сказанные перед показом клипа коллектива Shortparis на песню "Страшно":

— Это поколение молодое, как я надеюсь, лишено этого путинского обожания и шор страха, которые выросли у всех у нас, и у меня в том числе. Я надеюсь, они пойдут дальше и не позволят развиваться несправедливости и беспределу…

Михаил Козырев без особого энтузиазма отнёсся к "Мусорной проблеме Поморья", когда его прямо и под аплодисменты спросили про Шиес. Собственно, своё отношение к шиесской свалке он вообще не обозначил, только выразил довольно абстрактную поддержку протестам (без призывов к ним).

Есть подозрения, что в глубине души Козырев и вовсе не прочь свозить московский мусор на Русский Север, как и, например, дизайнер Артемий Лебедев, уже однозначно высказавшийся в пользу свалки на Шиесе. Но приличия подсказывают держать язык за зубами.

Закончим же этот материал на позитиве словами, приписываемыми Джону Леннону, с зарисовок из жизни которого и начинал Козырев: MAKE LOVE, NOT WAR! Хотелось бы, чтобы музыка протеста ассоциировалась с ненасильственными акциями, а не восхвалением силовых методов решения конфликта, что произошло и происходит в Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =