Париж, Ереван, Шиес: музыканты «Беломор-Буги» рассказали о роли протестов в их жизнях

 Фото: Олег Комиссаров

Репортаж со второго дня 26-го Международного рок-фестиваля.

Больше недели назад отгремел 26-й Международный рок-фестиваль "Беломор-Буги". Так получилось, что на втором дне выступили сразу несколько коллективов из регионов и стран, в которых протесты населения получили широкий общественный резонанс. Мы пообщались с ними на эту тему, но в целом материал как и обычно посвящён музыке, прозвучавшей во время фестиваля.

А начался второй день с выступления архангельской группы ASK THE OCEAN. Она играет с 2016 года, но попадание их на "Беломор-Буги", судя по всему, связано с манерой подачи материала. Чувствуется, что музыканты образовали коллектив ради совместной игры, созидания, при этом они могли бы обойтись и без публики, как минимум, живой. Пост-роковый стиль группы с довольно медленным темпом и утяжелённым звучанием как будто напутствовал подходящих на фестиваль меломанов готовится к свершениям.

Затем появилась ещё одна архангельская группа БОЛЬШЕ НЕ ПЕЛ. В отличии от первого дня, публика довольно вяло подходила к сцене. БОЛЬШЕ НЕ ПЕЛ отыграли сет неспешной лирической музыки. Группа в своём диапазоне смотрится симпатично, но ей явно чего-то не хватает, чтобы количество слушателей продолжало стабильно увеличиваться.

После локального блока появились первые гости — инструменталисты из Республики Коми BOOMERANG. Кстати, мы уже писали об их оценке выступления легенд архангельского рока BLIND VANDAL на первом фестивальном дне. Сами же жители города Ухта, хоть и испытали на себе влияние различных групп, способны удивить техничной подачей и преобладанием гитарных партий. Впрочем, оптимизма собравшимся их музыка явно не добавила.

Город Ухта является одним из центров протеста против свалки московского мусора на станции Шиес в Архангельской области. Жители сопредельной Республики Коми различными путями поддерживают население Поморья в его борьбе за чистый север. Мы спросили у мызыкантов, насколько сильно их лично и их земляков затронула проблема московского мусора неподалёку от жилья.

— У нас многие знакмые озабочены проблемой свалки на Шиесе. По городу ездят машины с наклейками "Нет московскому мусору на Русском Севере", идёт организованный сбор подписей против полигона. Люди действительно боятся, что туда повезут весь мусор, а потом повезут его и дальше в Коми. Чувствуется, что многие люди восприняли это как испытание, набрались решимости противостоять этому. Многие ездили на Шиес, увидеть всё своими глазами, кстати, мы тоже ездили. В целом из-за этих событий становится очень тревожно жить… — рассказал гитарист коллектива Артём Вальчик.

Первым в буквальном смысле этого слова громким и ярким выступлением второго дня стало отделение питерцев MYSTORY. Впрочем, при личном общении все участники коллектива со смехом признались, что они не коренные жители северной столицы. Да и MYSTORY играет всего два года. Однако до этого все музыканты прошли долгий путь творческого станровления в одной из признанных музыкальных столиц мира.

— Несмотря на опыт, это первое такое мероприятие, в котором мы все принимаем участие — рассказали музыканты — Это очень классный фестиваль! Особенно хорошо здесь обращаются с группами, кормят, возят, всё организовано… Обычно жизнь музыканта и так полна трат — инструменты, оборудование. Так что участие в таком мероприятии это повод для гордости! Мы оцениваем своё выступление, как "not bad, not terrible", но публика встречала и провожала очень тепло.

Если говорить о стилях, то MYSTORY это хард-рок с большим упором в лирике на любовь и преодоление трудностей, с неприменными металлическими нотками. По сути, именно они сыграли ту роль, которая в первый день была отведена MAX & THE GOOFIES, только вызвали даже более эмоциональный отклик зала. 

После порции метала пришло время для серьёзного коллектива, участника "Беломор-Буги" более чем десятилетней давности, группы AMBEHR. По словам вокалиста и басиста группы под псевдонимом "Арт", налицо серьёзный рост уровня организации мероприятия. 

— Организация фестиваля, как и в 2008 году на высоком уровне, для нас, как для музыкантов, все было комфортно. В техническом плане, на сцене — тоже все отлично, без нареканий, персонал профессиональный, свое дело делают чётко, без суеты, качественно и эффективно. В составе участников изменения налицо, если сравнивать список 2008 и 2019 годов — к тому же, намного больше иностранных гостей.

Что касается выступления, то AMBEHR это метал с некоторыми национальными признаками. Их обеспечивает бэк-вокалистка Марина, играющая на скрипке. Не сказать, что жёсткие металические запилы удаётся в полной мере разнообразить или хотя бы разбавить при помощи этого инструмента, но всё же коллектив смотрелся самобытнее, чем другие фестивальные коллеги по цеху. 

Как известно, в Армении не так давно произошла смена власти, сопряжённая с революционными событиями. После первого несогласованного шествия оппозиционеров по Архангельску они призывали на митинге с крыльца здания проектных организаций: "Хотим как в Армении!". Но Арт их оптимизма не разделяет.

— Многие компании Армении закрылись из-за политики нового правительства. А тем, которым оставили возможность работать, в новых реалиях это делать все сложнее. Остаётся надеяться, что хорошие связи сохранятся в целом, на общегосударственном уровне. Жаль, что предвидеть всех последствий подобных митингов люди не могут. Да и не верю я в "народную волю". Людьми руководят серьёзные организации, которые просто играют свои игры. А люди — массовка и разменная монета, всегда и везде.

После AMBEHR на сцене появилось французское трио MORGLBL. Лидер группы, играющей третье десятилетие, это харизматичный Кристоф Годен, рядом критиков считающийся одним из лучших гитаристов Старого Света. По его словам, необычное и труднопроизносимое название группы родилось на лету – перед первым концертом Годену позвонила арт-директор заведения, где он собирался играть с друзьями, и спросила, как называется коллектив. А Кристоф, человек исключительно весёлого нрава, просто продиктовал ей случайный набор букв, пришедших на ум.  

В ходе пресс-подхода мы спросили у французских гостей об их отношении к "жёлтым жилетам", мода на которые охватила даже протестантов Архангельской области. Как выяснилось при общении, двое из трёх участников группы постоянно проживают в более богатой части Франции, они дистанцированы от центра страны.

– Когда ты не в эпицентре событий, проблема несколько теряет значение – подчеркнул Годен. Однако один из участников трио часто бывает в Париже и своими глазами наблюдал народные протесты. Он говорит, что парижане чувствуют себя ущемлёнными со стороны государства, Социально-экономическая ситуация в стране очень напряжённая – у многих жителей больших городов падают зарплаты, их увольняют и им ничего не остаётся, кроме как протестовать.

– Не все из нас поддерживают такие методы – сказал Годен – Но мы видим, что государство и полиция принимают жёсткие меры, это беспокоит всех, ведь в любом европейском государстве пропагандируют толерантное отношение друг к другу, но не в этом случае.

Если же вернуться к музыке, то MORGLBL группа профессионалов с собственным узнаваемым стилем, который сочетает напористость и громкость метала с переливами джаза. Тут уже стоит отметить, что в этот раз на "Беломор-Буги" появились целых три инструментальных трио (BLIND VANDAL, BOOMERANG и MORGLBL), и все они показали что-то своё и интересное, но больше всего разнообразия содержало всё-таки выступление французской команды.

После зажигательного сета французов пришло время для ещё одного фестивального события – возвращения группы L.A.W.A.M.O., участника ещё самого первого "Беломора" 1995 года и одной из самых успешных групп Архангельска 90х годов. Лидер команды Павел Топорков ещё задолго до выступления интересовался у НД29, есть ли ещё старые северные рокеры.

– Я оформлял альбомы группы, и в своё время познакомил этих двух парней – рассказал главный редактор журнала PLUS и директор Северного Морского музея Евгений Тенетов – Энергетика и пашина харизма никуда не делись. И то, что музыка изменилась, никакой роли не сыграло. Хотя материал сочинялся, насколько я знаю, за это лето. Мне довелось посмотреть видео с репитиций, но на сцене они просто зажгли. Тут надо сказать, что Паша работал в московском шоу-бизнесе, и похоже не растерял былых навыков. А в 90-е годы у L.A.W.A.M.O. был серьёзный взлёт, это единственная группа, которая альбом записала на студии АнТроп (студия легендарного Андрея Тропилло – НД29). Она успешно выступала в питерских клубах, например «Tam Tam» (главный музыкальный андеграунд-клуб Санкт-Петербурга в середине 90х, "кузница кадров" для музыкантов многих известных сейчас команд – НД29), «Полигон» и других топовых заведениях. Делили сцену со «Сплином» и «Кирпичами». По итогу группа собрала хорошие отзывы в прессе, например журнале FUZZ. На тот момент известный рок-критик Елена Вишня специально приезжала в Архангельск, чтобы сделать большой материал о L.A.W.A.M.O., кажется в 1995 году. Но потом так случилось, что музыканты разъехались из Архангельска, и группа не выступала четверть века. Я предложил Паше собраться специально для Archangelsk Music Weeks, и он эту идею поддержал.

Надо сказать, что часть публики ожидала от L.A.W.A.M.O. немного не того, что получилось в итоге. Группа отыграла в рамках свежайших молодёжных музыкальных тенденций, которые порой не находят на рок-мероприятиях должного отклика. Но харизма Павла Топоркова всё же позволила удержать внимание значительной части зала всё выступление. 

– Отличные впечатления, отличная организация. Меня ничего не обломало ни в одном виде. Правда, Александр Васильевич Мезенцев пожурил нас за то, что не было живых барабанов, но уж лучше трезвый компьютер, чем пьяный барабанщик – со смехом выдал Павел после окончания выступления – Но зато по-отечески позаботился о нас, позвонил, когда нужно, вызвал на саундчек. Мне нравится, что очень много гостей из-за рубежа. А ещё, что не стоит вопрос каких-то безусловных хедлайнеров, на которых придут все слушатели.

Поделился Павел и причинами столь необычного подхода к музыке. 

– Если это музыкальные недели, то должно быть разнообразие стилей, и мы ушли в эксперименты. Использовали бас-гитару в качестве соло-инструмента, и это только начало. Применили терменвокс, для этого пришлось дополнительно поработать. Надо сказать, это очень капризная машинка, этакий протосинтезатор, но эту лошадь тоже удалось оседлать. Очень утомительная штука! Конечно, хочется делать какой-то готовый продукт, но это значит, надо собираться на студии. Отобразить этот период, оставить его в истории, думаю, всё-таки стоит. Но для начала всё было очень экстравагантно – так, как мы использовали инструменты, сейчас не используют. Кстати, именно «Беломор-Буги» подтолкнули нас к этому – в фестивальной газете наш стиль был определён, как «экспериментальный рок» или «авангард». Именно это в какой-то момент и задало планку. Поначалу я ещё пытался стандартизировать музыку, но когда увидел программку, сказал «Ребята, шизуем, и шизуем уже по-хорошему!».

А честь закрыть мероприятие выпала бельгийской модер-метал команде OFF THE CROSS. Для них это особый концерт в рамках российского тура. Целое приключение! Впрочем, металисты зачастую довольно сдержанные и флегматичные люди. Так что их настрой разнести своей музыкой танцпол М33 за время путешествия не растерялся. Десяток человек даже устроили подобие слэма. Жители Антверпена выдали агрессивный и быстрый сет, который пролетел настолько незаметно, что фанаты сгрудились у сцены и ещё минут пять просили гостей на "бис", но те так и не вышли.

Вот так незаметно закончилась основная фестивальная программа. Кстати, MORGLBL выступили 22 октября в рамках открытия Дней Джаза на сцене Театра Драмы с особой облегченной программой, а вот от концерта в "Колесе" ради этого пришлось отказаться. Зато 21го и 23го там продолжались концерты участников фестиваля 12 STONE TODDLER и HESSIAN соответственно. 

Из позитивных моментов сотрудничества под эгидой Archangelsk Music Weeks стоит отметить появление на "Беломор-Буги" новой публики. Остаётся надеяться, что дальше работа по привлечению внимания к фестивалю среди разных категорий меломанов продолжится. В Архангельске есть места, где можно было сольно запустить тех же MAX & THE GOOFIES или L.A.W.A.M.O., привлекая дополнительное внимание как к "Беломорам", так и Archangelsk Music Weeks в целом. Будем надеяться, что в следующем году фестиваль пройдёт на таком же достойном уровне. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =