Туризм вопреки: «места силы» в дельте Северной Двины остаются недоступными

 Фото: Олег Комиссаров

Попытки энтузиастов развивать речной туризм наталкиваются на противодействие чиновников.

Ещё летом 2019 года мы сообщали о запрете речных круизов на пароходе-колёснике «Н.В. Гоголь». С тех пор ситуация в лучшую сторону так и не изменилась, если судить по документу, которым в июне Архангельская региональная туристская ассоциация (АРТА) поделилась с общественностью. 

Это ответ регионального Министерства культуры касательно развития в регионе туризма, по итогам профильного майского совещания при участии нового врио главы региона Александра Цыбульского. Речным круизам там посвящён отдельный раздел. Многочисленные объекты показа – Новодвинская крепость, остров Мудьюг, Красная пристань, Кий-остров – не включены в перечень действующих программ или программы могут скоро закрыться из-за отсутствия безопасной транспортной инфраструктуры и бюрократических согласований. Речь заходит даже об отсутствии в Архангельске полноценного речного сообщения из-за недостатка требуемых навигационных объектов!

Между тем, какое-то время предыдущий глава Архангельской области Игорь Орлов пытался сделать ставку на туризм при развитии региона. Кое-какие изменения даже произошли, и люди их оценили – но как только от идеи отказались, всё начало приходить в запустение, а затем чиновники и вовсе обратились против людей. Именно это сейчас происходит на месте воинской славы России – Новодвинской крепости.

– Мы часто пристаём у Новодвинской крепости когда ходим на рыбалку или совершаем речные прогулки, ведь там удобная стоянка и уникальная атмосфера – вы ведь, надеюсь, знаете, что это за место? – говорит Алексей Перепёлкин, сидящий за штурвалом своего морского катера. Мимо проносятся берега протоки Кузнечиха.

Новодвинская крепость, основанная в 1701 году имеет статус памятника федерального значения, как первая приморская бастионная крепость России и место Воинской Славы. В год основания её гарнизон одержал первую победу над шведами в Великой Северной войне (1700 1721 гг.). Затем до 1863 года крепость прикрывала подходы к Архангельску, после чего была расформирована за ненадобностью. 

В это воскресенье, 12 июля, как раз формальный день её рождения, приуроченный к дню святых покровителей укрепления, апостолов Петра и Павла. Впрочем, никаких мероприятий на этом объекте не проводится, причём не только по причине угрозы распространения коронавирусной инфекции. Памятник федерального значения оказался практически заброшенным для широкой общественности.

В июне 2012 года там был открыт первый официальный туристический маршрут, появилась некоторая инфраструктура: приезжие теперь могут подняться на крепостной вал и любоваться открывающимся с него видом на Северную Двину, установлены беседка для отдыха и поклонный крест, имеются пояснительные таблички. Следующим этапом развития должно было стать сооружение надёжной пристани и организация речного круиза, но этого так и не произошло. Затем закрылся и турмаршрут.

Однако люди крепость не оставили. Она оставалась привлекательной для неформального городского сообщества владельцев маломерных судов, их в Архангельске зарегистрированы сотни. Именно мимо Новодвинской крепости проходит удобный маломеркам маршрут для выхода в море, который не используется крупными судами. 

Кроме того, некоторые предлагают желающим импровизированные туристические маршруты по Северной Двине. В программе осмотр панорамы Архангельска с реки, Новодвинская крепость, остров Мудьюг… В итоге за короткий сезон (два месяца) дельту Двины посещают сотни туристов, несмотря на полное отсутствие официального развития этого направления.

Теперь же у судовладельцев возникло ещё и противоборство с Архангельским краеведческим музеем, в ведении которого с 2007 года находится Новодвинская крепость. Взор музейной администрации зацепился за небольшой причал у крепости, годами использовавшийся по назначению, и в 2012 году принимавший губернатора Игоря Орлова. Так как это, как-никак, причальный объект, требующий обслуживания и ответственности, на прошлой неделе работники музея его ликвидировали.

– Фактически это был служебный музейный причал, которым лодочники пользовались самовольно – прокомментировал ситуацию заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев – Однако с 2012 года он не ремонтировался, пришёл в негодность и стал опасен, было принято решение его разобрать. Если что-то там случится, ответственность ляжет на музей, нам она не нужна.

Алексей привёз на своём катере стопку досок, из которых сколотил что-то вроде мобильного трапа, который перекинул между бортом катера и бетонной дорожкой к распиленному причалу. Позднее к берегу подошёл ещё один катер под управлением председателя правления Архангельской региональной туристской ассоциации (АРТА) Александра Белецкого.

– Этот причал построил мой сосед, он отсюда возил людей на кладбище. Причал облагородили к приезду губернатора Архангельской области Игоря Орлова в 2012 году. Сейчас, видимо, стало завидно, что люди здесь останавливаются, поэтому стоянку снесли. В качестве причины его сноса назовут небезопасность, я так считаю – рассказал Александр – А ведь тут можно было развивать туризм, выделить деньги, чтобы возвести капитальное сооружение и возить сюда экскурсии на пароходе «Гоголь». Пока ему разрешают ходить только от моста до моста – это неинтересно!

Однако, по словам Игоря Гостева, всё несколько сложнее. Во-первых, причал для крупных речных судов хотя бы в виде понтона будет стоить от 12 миллионов рублей. Во-вторых, для его установки рядом с крепостью нужны многочисленные согласования, ведь укрепление это объект культурного наследия!

– Если говорить о причале только для маломерок, то в окрестностях памятника они есть – в посёлке Конвейер и у частного гостевого дома неподалёку. Но почему-то лодочники пристают именно к нам – говорит Игорь Гостев – При этом пока официальных предложений о сооружении причала на частные средства для получения всех согласований к нам не поступало.

Таким образом, всё в очередной раз упирается в отсутствие средств и многочисленные бюрократические проволочки. Администрация музея не собирается убирать самоделку судовладельцев, но её работники уже обратились во все надзорные органы, чтобы те разобрались с незаконным настилом. 

– По закону, они, конечно, правы. Но по-человечески – нет! – резюмировал Алексей, отводя катер прочь от крепости. Возможно, нереализованные планы Игоря Орлова по развитию северного туризма воплотит в жизнь его возможный «сменщик» Александр Цыбульский. А пока неразвитость инфраструктуры рядом с региональной столицей влечёт за собой нарушение безопасности при осуществлении доступа к культурному наследию Российской Федерации…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *