Артистичнее, чётче, ярче: рассказ очевидца о кинофестивале КеноVISION-2020

 Фото: Олег Комиссаров

Практический кинофестиваль короткометражек прошёл уже в седьмой раз. 

В 2019 году, впервые за шесть лет, практический кинофестиваль VISION не состоялся. В тот год поддержка организаторам оказана не была. Тем радостнее стало известие начала 2020 года о том, что Фонд Президентских Грантов поддержит организаторов VISION, архангельскую студию Infilm. Радости потенциальных участников не было предела, но уже весной разразилась пандемия COVID-19. Вопрос о том, состоится ли культурное мероприятие на землях Кенозерского национального парка, стоял вплоть до начала июля 2020 года.

Но всё-таки уменьшение количества заболевших в Архангельской области позволило открыть парк для туристов, а допуск на фестиваль только со справкой об отсутствии COVID-19 обезопасил участников. В итоге фестиваль на месте старинной деревни Масельга в Каргопольском секторе нацпарка, безусловно, удался. Вот зарисовки некоторых его ярких моментов.

Время экспериментов и коллабораций

Как известно, фестиваль VISION — это большая творческая лаборатория, которая работает неделю в каком-нибудь живописном уголке Архангельской области. С 2013 по 2016 годы им становилась деревня Звоз Холмогорского района, в 2017 году киношники приезжали в Верколу (Пинежский район), и вот уже второй раз местом действия становится Кенозерский национальный парк.

Однако в этом году на КеноVISION впервые активно потянулись представители других российских регионов. В частности, приехала съёмочная группа от Союза Кинематографистов Республики Карелия. Гости успели исследовать окрестности Масельги, снять собственную картину «Пробы» (второе место конкурсной программы фестиваля) и провести мастер-класс о видео- и фотосъёмке с воздуха при помощи беспилотника.

Ещё одними деятельными гостями фестиваля стали представители студии Modjo Films из Самары. Они работали вместе с артистами хорошо известного в Архангельске театра «Табурэ». Театралы являются постоянными участниками VISION, и в этот раз подтвердили, что опыт предыдущих фестивалей пошёл впрок — фильм режиссёра Марии Белой «И прекрасное должно иметь пределы» по мотивам одноименного рассказа А.П. Чехова взял первый приз фестиваля.

— У нас в этот раз всё было подготовлено заранее — реквизит, раскадровки, план действийрассказала НД29 Мария Белая — В итоге мы сняли все сцены за полтора дня. У нас были операторы из Самары, которые добирались до Масельги два дня. Фильм снят под фестивальный формат, так что после КеноVISION он будет отправляться для участия в различных кинофестивалях по стране.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Больше драйва!»: фоторепортаж с четвёртого кинофестиваля «ЗвозVision» под Архангельском

Кроме того, на фестивале состоялся режиссёрский дебют актрисы Молодёжного театра Архангельска, ведущего мастера сцены, участницы многих известных кинопроектов Ольги Халченко. Она представила свой фильм «Песок», вдохновлённый сценарной работой итальянского поэта Тонино Гуэрро. 

— Каждый из нас является каким-то создателем. И даже ребёнок, играя в песочнице, создаёт какой-то свой определённый мир. В свою игру он вкладывает часть души, и это всё оживает. А моя история о том, что одно из таких семи выдуманных существ отделяется от общей группы и уже само занимается созданием вымышленных миров из песка, травы и воды, то есть всего, к чему оно прикасается. А другие, из ревности, что он отбился от коллектива, разрушают эти миры и хотят, чтобы он вернулся к ним… — коротко рассказала о сюжете Ольга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Сумасшедший киноопыт»: иллюстрированный рассказ о фестивале КеноVision

Неизменно продолжает творить на VISION и герой наших предыдущих репортажей Вячеслав Ларионов. Меняются его актёрские составы и цели съёмок, но общая концепция остаётся неизменной. Ларионов специализируется на создании неосимволистских видеоклипов.

— В этот раз на видеоряд мы наложим либо природные шумы, либо мою музыку. Это будут либо этнические мелодии, возможно так же участие хора СУЗЕМЬЕ. Моё мировоззрение, как режиссёра, уже сложилось — я знаю, что я делаю и как делаю. Играть в голливудское кино с нулевым бюджетом — это просто смешно. Всё равно на выходе получится детский лепет. Именно поэтому мы и снимаем поэтический арт-хаус.

Кроме того, в этот раз этнофантазии Вячеслава Ларионова были разбавлены участием в фестивале исторических реконструкторов из объединения «Северный Волк». Их костюмы и энтузиазм в передаче духа былых времён позволили фильму «Были Поморья. Сага Первая» о женитьбе норманна и поморки войти в призовую тройку конкурсной программы фестиваля.

Выйти из узкого круга

Но VISION объединяет не только кинематографистов. На фестиваль так же неизменно приезжают несколько десятков художников. Причём это творцы, которые работают в самых разных жанрах и направлениях. Так, новую совместную работу представил Дмитрий Резвый, хорошо известный в Архангельск мастер граффити. Кстати, он опоздал на фестиваль, так как работал над оформлением скейт-парка в Няндоме.

— Это уже четвёртый мой фестиваль VISION! Я был на каждом, начиная с 2016 года. Тут другая атмосфера – не улица, не андеграунд, а природа — подчеркнул Дмитрий — С этим тоже надо воссоединяться хотя бы иногда. На самом деле, тут тоже достаточно узкий круг творцов, но для меня границы андеграунда уже, чем границы здесь. Это тусовка, где пересекаются представители разных слоёв общества, и многие не из андеграунда. Но за этим-то я всегда и еду сюда – немного выйти из узкого круга.

В то же самое время в Кенозерье приехали и «традиционные» художники, чьим неформальным лидером был, безусловно, Александр Яшков — отставной офицер-подводник, после окончания службы нашедший себя в мире изобразительного искусства. Александр участвовал и в предыдущем VISION, его работы украсили итоговую выставку фестиваля.

Когда мы приезжали на пленэр в прошлый раз, не успели запечатлеть многие места в округе посетовал Александр Но в голове всё равно сложился определённый план по освоению территории и осмотре новых мест. Единственное, хотелось ещё больше походить по окрестностям, но, к сожалению, время ограничено. С другой стороны, в прошлый раз я сделал три этюда с задней части церкви Александра Свирского на Хижгоре, а в этот раз рисовал вход в неё. Конечно, здесь потрясающие места, здорово, всё вдохновляет. Сюда можно ездить бесконечно — всегда найдёшь предмет для творчества — и это классно. По итогам поездки я собираюсь завершить серию работ «КеноVISION», которую планирую экспонировать на нескольких выставках. Я продолжу работать над темой Кенозерья и после отъезда.

Программы образовательные и развлекательные

Но даже на съёмках и рисовании VISION не останавливается. Не менее важной его частью уже давно стали образовательные программы от гостей мероприятия. Наступает время, когда наиболее сведущие участники кинофестиваля выступают в роли наставников для всех окружающих. В такие моменты и происходят мастер-классы, на которых набираются уму-разуму будущие победители федеральных фестивалей короткометражек!

У этих наставников присутствует творческий подход. Например, преподаватель СпбГИКиТ Анастасия Федорова в качестве главного предмета объяснений на своём мастер-классе «Киносценарий: коротко о главном» использовала яблоко, которое случайно обронили в редакции НД29, и это далеко не предел.

Большим событием VISION стало участие в нём Антона Полуэктова — преподавателя САФУ, популяризатора в Архангельске авторского кино, организатора киноклубов, в том числе и на фестивале «Тайбола». Он выступил с серией лекций на следующую тематику: «»Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Знак в пространстве кино». «Неореализм. Пространство, как действующее лицо» и «Образ-время у Кристофера Нолана».

Это мой первый VISION, хотя Анатолий Конычев давно меня сюда зазывал, но как-то всё у меня были либо другие фестивали, либо работа… Но это лето у меня свободно, вот я сюда и приехал. Теперь очень обидно, что меня здесь не было раньше. Это очень классная творческая тусовка — интересно, когда вместе собираются люди, которым интересно кино. И это не разговоры на кухне, а настоящее кинопроизводство. Анатолий позвал меня в качестве эксперта, проводника по миру кино… Я изначально хотел рассказать про каких-нибудь режиссёров, но при этом дать ретроспективу на развитие кино в целом на конкретных примерах. Изначально задуманные, как лекции о чём-нибудь, они переросли в небольшой исторический экскурс по миру кино в целом. Я старался показать, как кино от простой движущейся картинки постепенно развивалось в воплощение очень сложных визуальных идей. А ещё мне довелось сняться в кино — пригласили в очень странную картину, а если кто-нибудь напишет про неё не менее странную рецензию, тогда это точно станет законченным произведением!

И напоследок стоит сказать о том, что развлекательная программа фестиваля так же была на высоте. В этот раз у костров можно было услышать игру на гитаре участника легендарной кавер-группы BE HAPPY Леонида Сорокина. И, конечно же, последние дни для участников играли патриархи российской электронной музыки ШЕСТЬ МЁРТВЫХ БОЛГАР в сопровождении мэппинга на окружающих поверхностях. 

После всего написанного возникает приятное чувство, когда понимаешь, что КеноVision на самом деле ещё не закончен: впереди просмотр готовых работ (ведь не все успели сдать их в срок) и выставка художников, творивших на фестивале. Кроме того, уже в конце августа Infilm организует кинопоказы в рамках фестиваля «Другой»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 13 =