Шалость удалась: станет ли «Другой» третьим китом города-фестиваля Архангельск?

 Фото: Олег Комиссаров

Фестиваль новой культуры прошёл с большим успехом несмотря на пандемию.

Почти неделю назад закончился внезапно анонсированный в середине июля синтез-фестиваль новой культуры «Другой». Несмотря на жёсткие условия пандемии, действо собрало несколько тысяч участников и может считаться новым успехом Фонда развития культуры и искусства Архангельской области под началом директора Поморской филармонии Василия Ларионова.

Начиная с весны 2018 года, освоившись на должности директора Поморской филармонии, Василий Сергеевич начал планомерно заниматься развитием культурного потенциала Архангельска, как «города-фестиваля». О такой концепции развития региональной столицы лично я писал ещё осенью 2018 года в большом материале для федерального издания «Нож». В Архангельске почти круглый год проходят культурные события федерального значения, способные привлечь к городу повышенное внимание, а значит, федеральные средства и туристические потоки. Однако же многочисленные фестивали страдают от недостатка пиара и умения себя преподносить, да ещё и порой «толкаются», заставляя посетителя выбирать, какое из двух-трёх событий стоит посетить сегодня вечером.

Василий Ларионов же в коллаборации с другими деятелями культуры Архангельска сумел несколько урегулировать эту ситуацию. В данный момент, кажется, уже сложились три кита событийной культурной жизни Архангельска — октябрьские «Архангельские недели музыки», весенний «Транзит» и фестиваль «Другой», на примере которого мы сейчас и рассмотрим новый подход к культуре Архангельска. 

Во-первых это, конечно же, собрание под одним брендом нескольких направлений искусства. «Другой» — это объединение фестиваля уличных театров от Молодёжного театра, литературного фестиваля «Белый июнь» и музыкальной программы под эгидой Поморской филармонии.

Что такое фестиваль уличных театров в Архангельске знают все. Каждый год интересующиеся культурной жизнью горожане делится на два лагеря. Одни ходят на представления, а другие разными способами критикуют приезжих артистов и выражают своё несогласие с содержанием того или иного действа. Но лично я подметил одну важную деталь — из-за пандемии количество зрителей на представления было строго регламентировано. Так вот, архангелогородцы понимать этого решительно не желали, не озаботившихся заказом (бесплатных) билетов заранее, толпившихся у турникетов, были буквально десятки. И на каждом представлении, конечно же, стояла густая толпа ценителей — это ли не успех?!

Фестиваль «Белый июнь» стал для Архангельска событием уникальным. Во-первых, долгие годы областная столица не могла похвастаться масштабным литературным фестивалем в полном смысле этого слова. При этом литературная жизнь в столице Поморья достаточна насыщенна. Однако ни Гриновский фестиваль на острове Кего, ни мероприятия, организованные Добролюбовкой, ни прочтения стихов в кабаках Архангельска не могли из пёстрой мозаики собраться в общую картину.

«Белый июнь» же стал тем флагманом, в фарватере которого волей-неволей пошли все остальные городские литературные события. Это и большая книжная ярмарка от десятков издательств по ценам, ниже московских. Это и выразительное чтение от лучших в Архангельске и хорошо известного Театра.doc Это и встречи с литературными деятелями первой величины (о чём со своими читателями мы поговорим подробнее позже) — Галиной Юзефович, Александром Ивановым, Алексеем Сальниковым, Ириной Рочевой, Михаилом Фаустовым, Констанином Мильчиным и другими…

К сожалению, не все из них смогли оперативно подключиться к действу, так как масштабный фестиваль в разгар пандемии стал слишком неожиданным. Тем не менее, общая картина мероприятия всё равно оказалась настолько масштабной, что остаётся только говорить о «Белом июне» 2020 года и ожидать его повторения в 2021 году, чтобы встретить фестиваль уже во всеоружии. 

А пока подведём некоторый итог словами непосредственного участника, возглавившего фестивальный пресс-список персон для интервью Шамиля Идиатуллина. 

— Это просто шикарно. Фестиваль шикарен сам по себе, фестиваль шикарен размахом, потому что привезли очень много крутых авторов! Норма таких фестивалей обычно раза в два-три ниже. Обычно две-три звезды и около пяти лекторов. И это всё. А тут один звёзд больше десятка, вполне себе федерального уровня, лауреаты, лидеры мнений и всё такое прочее… Учитывая то, что это происходит сразу после карантина, а точнее непонятно, после или паузе между карантинами… Всё происходит с максимальными мерами предосторожности. Это говорит в пользу организаторов, посетителей и всего города. Очень хочется, чтобы такой фестиваль в Архангельске продолжался и стал регулярным — поделился со мной писатель после презентации нового романа «Бывшая Ленина», как писали в местной прессе, «предсказавшего Шиес». 

Если же говорить про музыкальную программу, то её отдали на откуп Максиму Пушкину, деятелю известного яркими привозами концертного агентства, способного обслужить крупных звёзд вроде Найка Борзова и СБПЧ. Но в музыкальной программе нашлось место и для северных коллективов. 

Открывали концерт признанные звёзды федерального фестиваля «Доброфест», архангельская панк-группа «Гребля». Местные фанаты, по всем канонам обряженные в косухи и футболки с логотипами любимой группы, устроили у сцены слэм. А сразу за ними вышли ДК КОСМОС — некогда постоянные резиденты архангельской «Студии 17» (Троицкий, 17), о перспективах которых я писал ещё в 2018 году. И хотя количество их слушателей не достигло и сотни, среди них заметен был хедлайнер последнего фестиваля «Оттепель» Тони Джи, а это дорогого стоит! 

Потом отыграла группа «Сансара». «Они работают как настоящие звёзды» — коротко отозвался о концерте лидер известной в Архангельске пост-панк группы КАФЕ ВАН ГОГ Юрий Рюмин. Вот только в отличии от КАФЕ, екатеринбургская «Сансара» постоянно экспериментирует с жанрами на грани фола, но с должной ответственностью. Именно они, на мой взгляд, и являются центральным событием музыкальной части фестиваля «Другой».

Потому что СБПЧ — это уже уставшие кумиры уходящего поколения «миллениалов». Благополучных людей за 30, которым лень даже устроить ажиотаж у сцены, предпочитающим снимать кумиров для своих Instagram-сториз в сотнях метрах от эпицентра действия. При том, что СБПЧ не играли на такую аудиторию с самого марта. При том, что играли они во время кратковременного ливня, освежившего всех усердно танцующих. Да что там говорить, в 2018 году мы с подругой зажигали под «Провал», а теперь она пошла только на «Niletto»! Но я увлёкся…

Найк Борзов, в отличии от СБПЧ может уже ни о чём не волноваться. Он появился на сцене под гром аплодисментов и начал выступление со слова — «Поём!». «Это то, что слушала моя мама!» — восхищённо произнесла задержавшаяся у сцены 18-летняя фанатка СБПЧ.

Но и Найк не стал завершением вечера. Затем на площади перед Театром Драмы состоялось зрелищное фаер-шоу от фестиваля уличных театров, а после можно было завершить действо кинопросмотром.

Да, за ночную жизнь целиком отвечал продюсер, режиссер, член союза кинематографистов Анатолий Конычев и его «InFilm», о деяниях которого в Кенозерье я писал буквально в прошлом месяце. Несмотря на частые ливни, под тентом над десятками зрительских мест всегда был аншлаг.

Так что третий кит концепции «Архангельск — город фестиваль», кажется, найден. Осталось только ему обрести стабильность.

Комментарии:

  1. Вообще-то, уважаемый Евгений, музыкальная часть фестиваля была отдана на откуп не Максиму Пушкину, а Филармонии. Если бы Максим не работал в филармонии, он ничего бы на этом фестивале не организовывал. Не надо принижать работу всех остальных сотрудников, ставя Пушкина на первое место.

    1. Благодарю за Ваш отклик, Елизавета! Ни в коем случае не принижаю заслуг Филармонии, все её сотрудники — это же команда Василия Ларионова, про которого и так достаточно хорошего сказано в начале. Без поддержки коллег он бы вряд ли вывез… Однако и без Максима Пушкина Филармония ничего подобного раньше не организовывала. И тут сказался именно опыт с привозом звёзд иного формата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.