Арктический форум искусств закрыла выставка «Будь что не бывает» в Архангельске

 Фото: НД29

Экспозиция доступна всем желающим до 10 января 2021 года.

В пятницу, 25 декабря, состоялось заключительное событие Арктического форума искусств (Arctic Art Forum) 2020 года. В этом году его общей темой стали «Экосистемы невидимого». Проекты форума этого года были посвящены темам устойчивости, резильентности и воссоздания экосистем Севера. Значительную часть мероприятий организаторы перенесли в онлайн.

Форум организовали четыре куратора. Прежде всего, это участницы проектного бюро Arctic Art Institute (Арктический институт искусств) Екатерина Шарова (Архангельск/Норвегия) и Кристина Дрягина (Архангельск), основатели Arctic Art Forum. В 2020 году к ним присоединились Анна Биткина и Мария Вейц из питерского Творческого объединения кураторов ТОК.

В рамках форума 2020 года впервые открылась цифровая выставка редких работ художников Арктики из фондов музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и «Музейного объединения НАО». В середине октября состоялся Симпозиум «Взаимозависимость как необходимость», курируемый Творческим объединением кураторов ТОК, с участием таких известных исследователей как Мадина Тлостанова, Сюзан Шуппли, Терике Хаапойя и других.

В ноябре и декабре прошла серия виртуальных семинаров в партнерстве с различными российскими и международными институциями: Интеллектуальным центром САФУ, Норвежской ассоциацией ООН, Музеем Анкориджа (Аляска), культурным фестивалем «Птица Баренц» (Мурманск), проектом «Культурные тропы» (Лондон), главным архитектором Республики Якутия, Северонорвежским центром дизайна и архитектуры, АНО «Проект Север» (Москва) и многими другими.

Впервые состоялось исследование архивов знакового северного предприятия «Беломорские узоры». Была издана книга «Север 2.0», первое издание о современной культуре и искусстве Севера, а также Каталог резиденций Арктического института искусств. Реализована экспериментальная образовательная онлайн-программа по экологичному дизайну и архитектуре Арктики совместно с Северонорвежским центром дизайна и архитектуры.

Завершение же форума ознаменовалось открытием в Гостиных Дворах Архангельска выставки под названием «Будь что не бывает» от известной столичной художницы Ульяны Подкорытовой по итогам её поездки в Неноксу в сопровождении известного в Архангельской области и за её пределами дизайнера Анны Злотко. Там Подкорытова воплотила в жизнь свой проект-перформанс «Брони дощатые», который стал центральным элементом выставки.

«Брони дощатые» это панцирь рождённого воображением художницы северного деревянного броненосца из лемехов — небольших деревянных дощечек, которыми на Севере крыли купола храмов.  Ульяна облачалась в этот костюм и гуляла в нём по Неноксе. Всего на создание костюма ушло 1730 лемехов. 

Для изготовления лемехов я вязла обычную фанеру и порезала её лазером. Из чего была сделана та фанера, я не знаю. Моя задача была ещё и отдельно покрасить каждую чешуйку своей «брони», чтобы они все по-разному выглядели. Потому что если мы изначально планировали всё сделать одним тоном, не было бы такого блеска. На самом деле, когда мы снимали, то на солнце костюм играл красками и переливался, как золото — рассказала Ульяна Подкорытова. 

Создание такого костюма и самого образа северного деревянного броненосца обусловлено не только самоизоляцией из-за пандемии, но и процессов, которые «ударили» по Архангельской области в последние годы — ядерных испытаниях совсем рядом с Неноксой и попыткой устроить на Шиесе свалку московского мусора. При этом деревянная броня вряд ли может реально защитить от напасти, остаётся уповать скорее на силы духовные.

Кроме «Броней дощатых» на манекене (художница уверяет, что носить их довольно тяжело) на выставке были представлены рисунки и изображения в различных техниках, раскрывающую тему северного броненосца. Всех их объединяет сказочная составляющая. Её звуковым сопровождением стали звуки шуршания «броней дощатых», чьи составные части сталкиваются друг с другом. 

На открытие из-за коронавирусных ограничений смогли допустить только несколько десятков человек. Тем не менее, пришедшие потратили более получаса на пристальное изучение всех экспонатов.

— Я считаю, что и 10 минут нахождения на выставке вполне достаточно для получения нужного впечатления, если же зритель захочет, он всегда может вернуться обратно и изучить её повнимательнее — отметила художница. 

Выставка будет работать на первом этаже Гостиных дворов до 10 января 2021 года. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *