«Сашка. Дневник солдата»: рецензия на снятый под Каргополем фильм о гуманизме на войне

 Фото: НД29/InFilm

Его премьера состоялась в Архангельске вечером 9 мая.

Накануне, в 76-летнюю годовщину Дня Победы в Великой Отечественной Войне, в архангельском кинотеатре «Русь» состоялась премьера короткометражного фильма «Сашка. Дневник солдата», режиссёром которого выступил российский актёр Кирилл Зайцев, известный по работе в фильмах «Движение вверх» и «Серебряные коньки». Короткометражка по мотивам первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» стала дебютной работой Зайцева-режиссёра. Зрители впервые смогли увидеть её именно в Архангельске, ведь снимали «Сашку» в Каргопольском районе в марте 2020 года. Вот впечатления НД29 от презентации и самого фильма.

Премьерный показ

Специально приехавший в Архангельск на премьерный показ картины Кирилл Зайцев рассказал долгую и интересную историю создания картины:

— После того, как я окончил мореходную академию имени адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. И это, кстати, ещё одна причина, почему мне так нравится Архангельск, ведь по по первому образованию я штурман-судоводитель, но после решил стать актёром. Судьба меня занесла в Ригу — на курс к Игорю Григорьевичу Коняеву и Елене Игоревне Чёрной. Все актёры, которых вы увидите в фильме учились на этом курсе. Игорь Григорьевич поставил спектакль «Сашка». После этого наш Сашка — Иван Клочко — написал сценарий и предложил мне снять фильм. Я к тому времени уже снимался в Москве, но понял, что не могу этого не сделать. 

Однако производство фильма — дело затратное. Поэтому к производству привлекли  генерального продюсера продюсерского центра «Мувистарт», директора молодёжного центра Союза кинематографистов России Дмитрия Якунина.

— Для нас это очень большой и масштабный проект. Хотя мы в Союзе Кинематографистов снимаем короткометражное кино, возможно, не было ещё такого масштабного проекта, потому что войну надо либо снимать хорошо, либо не снимать вообще, иначе нас просто не поймёт зритель, если будет всё некачественно снято. Поэтому, безусловно, поддержка правительства Архангельской области, Президентский Грант, «Таврида» для нас очень важны, и мы сделали как обещали фильм, и презентуем его сегодня здесь — сказал в приветственном слове Дмитрий Якунин.

В съёмках фильма участвовали мэтры отечественного кино, к примеру, оператор Владимир Климов, лауреат «Ники» и «Золотого Орла», номинант «Золотого Орла» художник по костюмам Ираида Шульц. Кирилл Зайцев честно сказал, что приложил все усилия, чтобы с ним вместе поработали люди, которых он знает по совместной федеральной работе.

Тем приятнее, что с этими мастерами работали и именитые архангельские кинематографисты, а именно отлично знакомая нашим читателям по организации практического кинофестивале VISION и других не менее интересных событий команда InFilm. 

— В этот раз в нашу команду включили двенадцать человек из Архангельска и ещё двадцать человек из Каргополя — рассказал исполнительный продюсер «Сашки», режиссер, член союза кинематографистов Анатолий Конычев — Представлю тех, кто присутствует сегодня — исполнительница роли Катеньки Екатерина Большакова, самый лучший звуковик на площадке Олег Кожевин, ассистент Сергей Привалов, съёмка с воздуха — Андрей Шаранков, ассистент режиссёра Юлия Сибирцева, буфетчица Лидия Петухова, администратор группы Марина Фролова, съёмки бэкстейджа Артём Кирилкин, бэкстейдж-фотограф Александра Конычева. 

Фильм снимали в покинутой деревне Кучепалда под Каргополем. Это место примечательно само по себе — когда-то дома стояли вокруг небольшого озера, но однажды оно ушло под землю. Постепенно жители оставили деревню, дома пришли в негодность, но зато они послужили отличной живой декорацией для военного фильма. По словам Кирилла Зайцева, нигде под Москвой (где и разворачиваются события картины) таких колоритных локаций нет. А ещё съёмки шли в марте 2020 года, к 75-летию победы, и очень кстати пришлось то, что в это время года в Архангельской области ещё лежит снег.

Из дневника солдата

«Сашка. Дневник солдата» примечателен уже своими титрами, которые мастерски вписаны в формат солдатского дневника с заметками и рисунками фронтовика. Пожелтевшие листы старинной тетрадки при свете горящих в печке поленьев перелистывает постаревший главный герой, очнувшийся после приснившегося военного флэшбека. Глаза находят рисунок, где один человек конвоирует другого посреди русских просторов… 

А дальше начинаются воспоминания. Как 20-летний Сашка в жестоком рукопашном бою один на один, посреди встающего на дыбы от артиллерийского огня поля боя, захватил пленного, своего ровесника-немца. И хотя они только что буквально убивали друг друга, Сашка оставляет пленного в живых и даёт ему листовку, где написано о гуманном отношении к вражеским солдатам в СССР.

Затем следует несколько сцен, которые раскрывают отношение героев к войне. Оба солдата — обычные молодые люди, призванные в армию по всем понятному долгу. Но при этом ни в коем случае не стоит забывать, что Сашка воюет на своей земле, а немецкий солдат выступает в роли захватчика. Однако, столкнувшись лицом к лицу с воином-патриотом, он проигрывает, теряется, и большую часть картины может лишь взывать о сострадании, как своего противника, так и зрителя кинокартины.

Сашка приводит пленного с переднего края ближе к тылу. Тут надо сделать замечание и режиссёру, и сценаристу даже для короткого метра слишком мало действующих лиц, на настоящей войне показанное вряд ли имело место быть, бережнее надо было бы отнестись к мотивам повести Вячеслава Кондратьева. С другой стороны, сюрреализм происходящего сильнее подчёркивает художественную ценность и замысле «Дневника солдата».

Вторая часть фильма показывает ту самую «правду о войне», которую не принято афишировать. Взаимная неприязнь «боевых» и «тыловых» воинских подразделений. Постоянные потери и у тех, и у других. Тяжёлая военная «работа», порой состоящая в копании могил своим боевым товарищам и при этом близким людям. Неизбежность исполнения приказа под страхом собственной смерти каким бы он ни был. Да, именно про это и «Сашка» Кондратьева, и другая «лейтенантская проза». Здорово, что она актуальна в кинематографе до сих пор, вдвойне здорово, что к этому во всех смыслах причастна Архангельская область.

Очевидно, что кастинг Игоря Коняева хорош. Отлично сыграли и автор сценария Иван Клочко-Сашка, и режиссёр Кирилл Зайцев-комбат. Стоит отметить образ Толика в исполнении Игоря Назаренко, совершенно не случайно лучшего актёра Рижского Русского Театра по итогам зрительского голосования. Передать отталкивающие сцены конфликта солдат одной армии или делёжку вещей приговорённого к расстрелу военнопленного, стоящего рядом с будущим палачом — «на это уж талант нужен»… 

Как бы там ни было, фильм заканчивается встречными взглядами Сашки-солдата и Сашки-ветерана под профессиональное многоголосое исполнение христианского псалма, смысл которого, «в трудное время не соверши ещё большего зла». Как сказал после просмотра Кирилл Зайцев, в его картине этого зла не произошло, и это настоящее чудо спасённой жизни. Зал откликнулся понимающими аплодисментами… 

На сеансе посчастливилось сидеть неподалёку от, скорее всего, «ребёнка войны». Почтенный старый мужчина без всякого стеснения громко комментировал весь фильм, постоянно и, в основном, бестолково вставляя грубые критические замечания. Как только в зале включили свет, он встал, и тяжело опираясь на палку, пошёл прочь, повторяя «Понаснимали. понимаешь! Знал бы, так дома сидел!»… Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но и нам, и думается, всей команде фильма приятно, что спустя столько лет видение войны смотрят, обсуждают и критикуют. Хочется пожелать удачи Кириллу Зайцеву на его режиссёрском пути и команде InFilm, без преувеличения, незаменимых кинематографистов Архангельской области. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *