
Помимо него такой статус получили Мурманск и Норильск.
Ученые впервые составили типологию населенных пунктов Российской Арктики. Исследование захватило все поселения, где живёт более 500 человек. Около 250 городов и поселков разделили на восемь категорий, различаемых по транспортно-географическому положению, наличию инфраструктуры «экономики знания» и другим критериям. Классификация позволит использовать территориально дифференцированный подход к социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ, считают авторы исследования из МГУ, ВШЭ и информационно-аналитического центра госкомиссии по вопросам развития Арктики.
Архангельск ожидаемо вошёл в число трех арктических столиц страны, получив «титул» многофункционального центра макрорегиона. Кроме того, такого же отношения удостоились Мурманск и Норильск.
За арктическими столицами следуют арктические субцентры с высоким уровнем транспортной доступности, наличием вузов и учреждений культуры. Таковыми стали Апатиты, Северодвинск и Воркута.
Субпериферии это вполне развитые города, находящиеся «в тени» крупных центров, но обеспечивающие товарами и услугами довольно большую территорию. Среди них моногорода вроде Новодвинска, Мончегорска и Североморска.
Периферия разделена на привилегированную и «обделенную». У этих подвидов действительно много общего, но у «элиты» имеются социокультурные объекты. Часто это центры муниципальных районов или ЗАТО. В Архангельской области это, например, Онега и Мирный.
«Обделенная» периферия представлена рабочими и пригородными поселками. До них легко добраться, но инфраструктуры там нет. Риски деградации для этой категории очень высоки.
Еще две категории представляют поселки-изоляты, привязанные к месторождениям или автономные. Первые живут хорошо, пока идет добыча. Автономные изоляты – уже бывшие поселки или центры ресурсных проектов. Многие из них сейчас в тяжелой социально-экономической ситуации.
Учёные считают, что Мурманск и Архангельск станут организационными центрами Арктики, однако им не стоит спорить, кто большая столица Арктики. Это сетевой регион, в котором единой столицы быть просто не может, пишет «Российская Газета«.