Под парусами на Двине: краткая история Архангельского яхт-клуба

 Фото: Известия Русского Севера

В прошлом году он отметил 110-летие.

В конце декабря 2021 года вышел новый номер (№ 5-6 за 2021 год) журнала «Известия Русского Севера», с которым сотрудничает издание «Новости Дня 29». По традиции, ссылка на весь номер размещена в конце статьи. В этот раз на страницы «Новости Дня 29» публикуем статью к 110-летию создания Архангельского речного яхт-клуба. 

Автор – Альберт Степанович Пахолков, судья республиканской категории, член культурно-просветительного общества «Норд».

110 лет назад, 29 августа 1911 года был создан Архангельский речной яхт-клуб. Это стало началом новой эпохи в истории развития парусного спорта на Севере.

«Все в яхт-клуб! Грандиозный праздник на воде! Парад всех судов, гонки, катание. В заключение «Вечер огня на воде». Подробности в афишах…» – ​извещали архангелогородцев призывные листовки, приглашавшие их на набережную Северной Двины 5 сентября 1926 года. Сотни горожан пришли в этот день в Успенский ковш понаблюдать за состязаниями первых северных яхтсменов.

Подняли паруса старенькие, еще дореволюционные яхты «Новелла», «Дарлинг», «Тася», «Малена», швертботы «Аврора» и «Пират». Заскользили по водной глади только что построенные артелью «Якорь» новые суда «Веста», «Ундина», «Джипс» «Кондор», «Вега», «Вера»…

Потом начались гонки. Зрители бегали вдоль берега и кричали, свистели, шумели, подбадривая спортсменов, которые, впрочем, не видели этого и не слышали – ​ветер в ушах свистел сильнее, громче шумела вода, обдавая яхты снопами брызг…

А вечером, когда на набережной заиграл оркестр, им, героям праздника, и отдохнуть не удалось – ​очень уж большим успехом у дам пользовались они на танцах, устроенных на веранде яхт-клуба. Массовое катание на яхтах и гребных лодках, иллюминация, фейерверк, плотики с горящими бочками смолы на реке – ​так проходил праздник в честь первого на Севере яхт-клуба водников.

Сам же парусный спорт на Севере начал развиваться еще в XIX веке. По архивным данным, первые гонки на карбасах с веслами и парусами были проведены в 1870 году. Но малый флот в царской России был исключительно частным, и потому первыми яхтсменами стали в первую очередь лесопромышленники, фабриканты, торговцы – ​обеспеченные люди, имеющие возможность приобрести яхты для прогулок и отдыха. Широкие же слои населения заниматься парусным спортом не могли. Это стало возможно лишь при Советской власти.

За первые три года работы яхт-клуба после изгнания с Севера интервентов и белогвардейцев число яхт и швертботов переросло за тридцать, а число любителей парусного спорта – ​за триста человек. Под руководством инструкторов-­общественников начали работать кружки плавания, гребли, водно­моторный, парусный. Практику любители спорта проходили в постоянных походах в выходные дни и в гонках, которые проводились, как правило, по четвергам. Построенное на откосе берега Успенского ковша (а сюда яхт-клуб перевели в 1924 году) одноэтажное здание с верандой и сигнальной мачтой стало центром физкультурной работы на воде, клубом отдыха и здоровья северян.

Особое развитие парусный спорт на Севере получил в тридцатые годы, когда были введены правила парусных соревнований с пересадкой рулевых на одинаковых по ходовым качествам судах. Такими судами были швертботы класса М‑20 – ​их изготовила местная судоверфь «Конвейер» – ​с высокими бортами, остойчивые, поворотливые и простые в управлении. На этих морских швертботах яхтсмены Архангельска впервые вышли на всесоюзные соревнования. В 1933 году при яхт-клубе открылась детская водно-­техническая станция (ДВТС). Её основателем и первым директором был Владислав Алексеев. Более 500 школьников не только учились ходить на яхтах, но и изучали судомоделирование, механику и даже фотографию. В 1936 году второе место на первенстве СССР завоевал экипаж в составе рулевого В. А. Перешнева, матросов А. В. Гаврилова и В. Е. Карасова. Не собираясь сдавать позиций, архангельские яхтсмены стали учиться – ​при яхт-клубе под руководством специалистов мореходного училища были организованы двухгодичные курсы капитанов яхт, дающих право управления спортивными парусными судами по всем территориальным водам СССР. Первыми капитанами стали в 1937 году В. А. Перешнев, А. В. Гаврилов, Б. Д. Лидин, Л. В. Лейцингер.

В 1939 году в Архангельске была проведена первая Северная парусная регата, в которой участвовали экипажи из Москвы, Ленинграда, Кронштадта, Горького, Выборга…

Послевоенные годы ознаменовались еще более широким развитием парусного спорта. Появились новые чемпионы, новые мастера. В соревнованиях стали принимать участие яхтсмены Котласа и Северодвинска. Архангельский яхт-клуб получил яхты международного гоночного класса «Дракон», «Звездный» и швертбот класса «Финн».

В 1961 году на XIII Балтийской регате рулевой яхты «Норд‑1» в классе «Д» Юрий Анисимов выполнил норматив мастера спорта СССР. Громкие победы на Черноморской и Балтийской регатах позволили архангельским яхтсменам вой­ти в состав сборной Советского Союза. Наши яхтсмены стали одними из первых в стране, кто получил звание мастеров спорта СССР. Участвуя в различных соревнованиях мастерами спорта, стали В. Николаев, В. Ружников, В. Афанасьев, В. Степаненко, А. Чемисов, В. Михин, С. Звягин, П. Гусаков, И. Шабалитов, С. Анисимов, К. Кожевников, А. Харьговский. Первым мастером спорта среди женщин в классе «Дракон» стала Милада Капустина. В 1968 году в Хельсинки экипаж Ю. Анисимова в составе В. Ружникова и В. Афанасьева в классе «Дракон» завоевал звание чемпиона Европы. В этом же году наш экипаж участвовал в XIX Олимпийских играх в Мексике, где занял седьмое место.

За годы выступлений на яхтах класса «Дракон» экипаж Юрия Анисимова неодно­кратно побеждал на всесоюзных и всероссийских кубках и чемпионатах. Участник Генуэзской регаты (2 место, 1968 год). Юрий Анисимов – ​чемпион СССР 1970 года. Мастер спорта международного класса. Судья всесоюзной категории. Судил регату Московской олимпиады, Игры Доброй воли, чемпионаты мира, международные регаты.

Успехи яхтсменов Поморья не могли не сказаться на массовости занятий парусным спортом. С каждым годом среди архангельских мальчишек все больше и больше стано­вится почитателей паруса. В клубе появляются детско-­юношеские швертботы «Кадет», «Оптимист», организуются группы юных рулевых. Создаются секции дальних плаваний и крейсерских гонок. Популярными среди любителей парусного спорта стали Соловецкие регаты по Белому морю. В них ежегодно (в 2020 году она состоялась в 46‑й раз) принимают участие по двадцать с лишним экипажей, в том числе из Москвы, Харькова, Мурманска, Мончегорска, Кандалакши, Северодвинска.

Наша спортсмены принимают участие в Онежской регате, совершают дальние учебные плавания по Белому и Баренцеву морям до Мурманска, до Андермы…

По инициативе Ю. С. Анисимова в 1983 году был создан яхт-клуб «Труд» и организована работа детско-­юношеской спортивной школы, а летом для юных яхтсменов заработал спортивно-­оздоровительный лагерь. Сейчас в Парусном центре «Норд», носящим его имя, занимается более 700 детей. За десятки лет центр воспитал немало выдающихся спортсменов, среди которых мастера спорта международного класса, мастера и кандидаты в мастера спорта, победители чемпионатов и первенств мира и России.

Благодарности звучат в адрес тренеров, которые сейчас воспитывают спортсменов и специалистов парусного спорта, передают морские традиции, опыт и знания подраста­ющему поколению – ​это Михаил Куршанов, Евгений Кротов, Роман Востряков, Сергей Щербина, Константин Кожевников, Маргарита Троян, Галина Котлова. Парусный спорт в Архангельске не стоит на месте. Воспитанники центра «Норд» завоевывают призовые места не только на летних регатах, но и в соревнованиях по зимнему виндсёрфингу и кайтингу. Ежегодно в Архангельске проходит порядка 20 соревнований по парусному спорту.

Яхтсмены – ​счастливые люди. Ведь ходить в легких и стремительных лодках под парусами – ​это не только великое наслаждение, это не только солнце, чистый воздух и ветер. Это еще победа над морскими волнами, над расстояниями, над временем, это приобретение силы, ловкости, сноровки. Словно чайки, парят над двинскими просторами белоснежные паруса яхт…

Журнал Известия Русского Севера № 5-6 2021 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *